Так уж сложилось, что акустика Focal этой серии попадает к нам в тесты чаще всего, и большинство
из вас, наверное, уже выучили, как «Богородицу»: диффузоры мидбасов
Polyglass изготавливаются из целлюлозы, на которую наносят слой
стеклянных шариков на полимерной основе. Аминь. Всё это, конечно,
относится к басовым и среднечастотным головкам трёхполосной системы, к
пищалкам относится другое, и тоже не как у всех. Правда, только сейчас
мы обратили внимание, что диффузоры у них не однородные по толщине, а
на нижней поверхности сделаны кольцевые утолщения, повышающие жёсткость
конуса. Литые корпуса динамиков подвергнуты пескоструйной обработке,
которая вкупе с гальваническим покрытием создаёт иллюзию, что корпуса
тоже сплошь в стеклянных шариках. Диффузородержатель басового динамика
не совсем лишён звонкости, у среднечастотника с этим полный порядок.
Диаметр центрального колпачка у баса 46 мм, у «серединки» он по форме
ближе к «пуле», но это именно колпачок (27 мм). Но, как мы знаем, с
точки зрения расширения направленности излучения толково
спроектированный колпачок почти так же эффективен, как и фиксированная
«пуля». Ширина подвеса диффузора НЧ-ди-намика 13 мм, габариты магнита
84 х 15 мм. Диаметр осевого отверстия 9 мм. У среднечастотника очень
компактный (вероятно, неодимовый) магнит скрыт под штампованным
кожухом, по моей оценке, габариты собственно магнита примерно 33 х 10
мм (неодим, однозначно, что тут гадать). Рамки защитных решеток
устанавливаются под корпуса динамиков. Провода от клеммных контактов к
звуковым катушкам подведены по второму способу с фиксацией на внешней
стороне конуса. Мембрана твитера являет собой обратный купол из сплава
алюминия с магнием; диаметр излучающей поверхности 24 мм. Других принадлежностей
для монтажа пищалок, кроме тех, которые «по умолчанию», не
предусмотрено. Сочетание чёрного и красного цветов придаёт кроссоверам
особый фирменный шарм. Три катушки из четырёх снабжены сердечниками с
набором из железных пластин. Из четырёх конденсаторов один полиэфирный.
Формула кроссовера такая же, как у предыдущего участника: II + (II +
II) + II. Переключатель на три положения позволяет выбрать аттенюацию
твитера: 0/-3/-6 дБ. Аттенюатор сразу установили в верхнюю позицию —
даже так верх кажется слишком осторожным, тарелкам недостаёт задора,
хотя с музыкальностью у них всё в порядке. Ударная атака рабочих
барабанов носит несколько схематичный характер. Мужской вокал чёткий, в
меру динамичный. В женском вокале подчёркнуты низкие грудные ноты, что
придаёт звучанию камерность. Рельеф бас-гитары немного скруглён, а
контрабас настолько прозрачный, что порой лишь угадывается. Скрипки
певучие, лёгкие, с очень чёткой локализацией. Рояль отчётливый,
напористый, местами чересчур яркий. Флейты, на наш вкус, слишком
нейтральные, кое-где хотелось бы добавить им пронзительности.
Макродинамика звучания редкостная, сцена однородна по глубине и
стабильна. Focal Polyglass 165 VR3 Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт 160/80 Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 82 — 22000 Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 88 Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,683 Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,57 Параметры Тиля — Смолла НЧ СЧ ВЧ Частота собств. резонанса Fs, Гц 75,1 121,5 1400 Эквивалентный объём Vas, л 9,52 2,12 - Полная добротность Qts 0,574 0,622 - Бесплатный совет: НЧ и СЧ-динамики можно ставить рядом, а пищалку — лучше ближе к слушателю.
Нелинейные
искажения в среднечастотном диапазоне у Focal ниже, чем у кого-либо из
одноклассников. Искажения на басах тоже достаточно низкие на общем
фоне. Расчётное значение
силового фактора невысокое, 4,9 Тл м, но и подвижная система басового
динамика (10,9 г) легче, чем у кого-либо из «коллег». Расчётная
чувствительность без малого 90 дБ, и, кстати, среднечастотник по
чувствительности уступает басу лишь 0,5, а не 6 дБ, как у кого-то из
предшественников. График частотных характеристик по полосам имеет
классический вид: где кончается полоса одного динамика, там начинается
полоса следующего, никаких фантазий и извращений. СЧ-динамик начинает
работать нетипично низко (для нашей акустики), поэтому к выбору ящика
для него стоит отнестись внимательнее обычного. Небольшой провал на
суммарной АЧХ точно соответствует зазору между полосами СЧ и
ВЧ-головок: от 2 до 4 кГц. Его легко можно было убрать, повысив частоту
среза фильтра НЧ среднечастотника, но, думается, разработчики
сознательно пошли на его «консервацию», с тем, чтобы перевес в отдаче
«серединки» над пищалкой был не так заметен на слух. В реальной
инсталляции твитер лучше будет установить ближе к слушателю. Интересно, что на самых верхних частотах (от 18 кГц) излучение пищалки с обратным куполом становится практически ненаправленным. В
объёме «типовой» двери (35 л) полная добротность мидбаса (0,65)
окажется довольно близкой к баттервортовской, нижняя частотная граница
93 Гц или 83 Гц в салоне. Формально оптимальный ЗЯ выражается совсем
несуразном объёмом 17,5 л, так что мы на нём и останавливаться не
будем. Если уж так необходимо ставить басы в ящик, возьмите объём
поменьше, минимальный ЗЯ (по нижней частотной границе) — 6 л,
результирующая добротность окажется равной 0,9. Среднечастотник очень
неплохо себя чувствует в 2,5 л, нижняя частотная граница при этом будет
146 Гц (в нашей «инсталляции он стоял примерно в таком объёме). Слишком
тесный ЗЯ не рекомендую, к примеру, в объёме бутылки шампанского
эксцесс на частоте 300 Гц составит 2,3 дБ, а здесь на суммарной АЧХ и
без того наблюдается подъём. Ориентируйтесь на ящик объёмом 1,5 л,
эксцесс не превысит 1 дБ, а это вполне допустимо. ЛИЧНОЕ ДЕЛО КТО Focal Polyglass 165 VR3 ПОЧЕМ 14790 руб. ЭТО — ПЛЮС Хорошо согласованы НЧ и СЧ-динамики Низкие нелинейные искажения во всём диапазоне ЭТО — МИНУС Пищалка уступает остальным по отдаче ОДНИМ СЛОВОМ... Акустика, которая играет по правилам РЕЙТИНГ Конструкция 9 Частотная характеристика 9 Чувствительность 8 Басовый потенциал 7 Звук 9 Итог 42
|