Знать свое дело Разумный
призыв, в своё время обезображенный рекламой посредственного пива,
после изгнания одушевлённых предметов из пивных клипов вернул себе
исконное значение. В этом смысле, надо признать, имя для
усилителя выбрано верно. Прототип,зальцбургский музыкант, к числу
энциклопедистов не относился. Он умел делать, насколько доносит
история, только одно. Но умел очень хорошо... Что понимают под
«усилителем мощности» в профессиональной или даже домашней технике?
Некое устройство, которое поступающий на него сигнал «разгоняет» по
напряжению и току, то есть по мощности, и никаких манипуляций с его
спектром не производит, кроме, увы, неизбежных, связанных с
небезграничной частотной полосой усилителя, небесконечным
быстродействием и неабсолютной линейностью. И ненулевым уровнем
внутренних шумов. Как ещё говорят, усилитель мощности — это устройство,
модулирующее напряжение источника питания поступающим на его вход
сигналом. Из всех регулировок в таком усилителе — только настройка
чувствительности для оптимального согласования с источником по уровню.
Всё. Знай своё дело и не разговаривай. В
наших усилителях мощности это тоже есть, но есть и многое другое: набор
фильтров, басовый регулятор (фактически — «несимметричный» однополосный
эквалайзер), а иной раз ещё и сабсоник, и регулятор фазы. То есть целая
стайка дополнений, осуществляющих преобразование спектра сигнала. Нужны
они? А то! Иначе зачем бы их делали? Можно ли без них обойтись? Тоже да
и, по крайней мере, в двух ситуациях. Первая. Вы — ортодоксальный
аудиофил, вам нужен предельно короткий звуковой тракт, а всякие фильтры
и бусты — это от лукавого. Мрак, тлен, ересь и коррупция. Что же, такое
мнение имеет право на жизнь, но далеко уехать на нём применительно к
car audio непросто. Хотя бывало, что уезжали очень далеко, как,
например, европейские чемпионы по автозвуку в классе Риrе Passive (они
же — беспроцессорные системы). Вторая ситуация, можно сказать, прямо
противоположная. Мощный звуковой процессор со всеми необходимыми
фильтрами и эквалайзерами уже входит в головное устройство. Таких
много, и чем дальше —— тем больше, а процессоры — тем лучше. Единственное,
чего процессор не может — это усилить сигнал до той мощности, которая
должна быть подана на акустику. Да не просто усилить, а постараться не
напакостить по дороге. И тогда ему действительно нужен усилитель в том
понимании, которое принято в профессиональной технике, в домашнем
стерео высокого разбора и в домашнем театре очень высокого разбора
(только там используются отдельные усилители мощности). Усилителей,
естественно, может быть больше одного, но все они, в принципе, могут
быть и одинаковыми, поскольку задача у них одна и та же: «разогнать»
поступающий на них сигнал, не вмешиваясь в его форму и содержание. Для
работы в таких ситуациях и предназначен E.O.S. Mozart 1. По своему
назначению это просто усилитель мощности, по устройству — тоже
усилитель мощности, но не просто. Особенность его в том, что входной
каскад построен на лампах. Зачем? Я отвечу высказыванием кого-то из
известных деятелей хай-эн-да: «Если уж в звуковой тракт обязательно
вводить транзисторы, то сделать это надо как можно позже». Вот здесь
как раз тот случай. Не стану утверждать, что прямо в ламповом каскаде,
но наверняка где-то рядом стоит пара регуляторов усиления (отдельно на
каждый канал — так у правильных усилителей положено). Потенциометры,
кстати говоря, инкрементального типа, так что, подсчитывая количество
«кликов», можно при необходимости точно установить усиление в одном и
другом канале. Умеете разливать «по булям»? Правда? Уважаю. А вот здесь
«по булям» разливается усиление в каналах. На колбе ламп через
прозрачное окошко в корпусе видно обозначение: CV4010. Это малошумящие
высокочастотные пентоды европейского производства (Mullard),
предназначенные для усиления по напряжению. Думается, здесь они ещё
проходят отбор по микрофонному эффекту, поскольку вибрации в
автомобиле, сами понимаете, время от времени возникают. Глядя
на форму корпуса усилителя, вспоминаешь классику, вроде творений сэра
Кристофера Рена. Дорогая вещь не должна выглядеть вычурно (если это,
конечно, не мебель в стиле Людовика XIV). Внешний вид усилителя
оживляет упомянутое окошко с видом на лампы, и лишним оно здесь и не
кажется, и не является. Одну из торцевых панелей надо снимать для
доступа к зажимным винтам сильноточки. Подобных манипуляций не
требуется для второй крышки при настройке чувствительности, что
логично: где установка, а где — настройка. Зажимы принимают в максимуме
кабели диаметром до 7,5 мм («сила») и до 5 мм с небольшим(акустика).
Пара предохранителей имеет редкий номинал 35 А. Есть лишь единственная
деталь «вооружения», которая отличает Mozart 1 от усилителей мощности в
изначальном смысле этого слова. Это пара линейных выходов. Их можно
встретить и в домашних «мощниках», а уж в наших системах они никогда не
бывают лишними. Включаем. Окошко с лампами начинает освещаться
красными светодиодами, примерно через полминуты подсветка сменяется на
синюю «методом замещения», и усилитель готов к работе. Мы, конечно,
погоняли его ещё с часик (время обеда оказалось очень кстати), и только
потом начали прослушивание. Предполагая
некоторый пафос процесса и осознавая необычную концепцию аппарата, мы и
включили его не так, как сделали бы с обычным усилителем. Мы предложили
«Моцарту» занять в тракте место усилителя мощности недешёвого Bryston
BD-60 (там такие золочёные скобки между предом и оконечником),
источником поставили универсальный проигрыватель Denon DVD-2930,
акустикой — напольники Monitor Audio Gold 20. Этой технике доверяют
наши коллеги из журнала «Салон AV», а мы доверяем им, тем более что
«перекрёстное опыление», когда они ходят слушать наше, а мы — их,
происходит всё время, голоса компонентов суду известны. Акустические
провода сделаны не просто на заказ, а по спецпроекту одного из наших
специалистов, и отличаются, по нашему мнению, редкой нейтральностью по
отношению к звуку. Тестовый материал — тот же, что и всегда, список
дисков вы можете почерпнуть, скажем, из «ковра» № 11 за теперь уже
прошлый, 2007 год. Вначале поставили межблочный кабель из
бескислородной меди, который в большинстве случаев даёт мягкое тёплое
звучание. Начинаем с бессмертной композиции «Мопеу»,Pink Floyd. Звон
пересыпающихся монеток чуть затуманен, пронзительности ему недостаёт.
Удар рабочего барабана немного не попадает в унисон с хай-хэтом, а
когда бас-гитара Уотерса выходит на полную мощность, этот эффект
становится заметнее. Если прибавить громкость совсем «от души»,
звучание баса становится немного расплывчатым. Теперь разрывы фейерверка
с «Silence Technology Test Disc»: в идеале воспроизводится резкий
лопающийся звук, как от рвущегося полотна. В данном случае разрывы
чёткие, но не резкие. Церковный колокол (там же) звучит внушительно, но
до конца не убеждает, создаваемые им воздушные фантомы показались
слишком зыбкими. Приходится «шаманить» с кабелями. Выбираем
сильнодействующее средство — серебряные межблочные кабели, «быстрые» и
резкие, для многих усилителей — даже слишком. Как оказалось — в
настройки попали. Разрывы фейерверка теперь сбалансированы куда лучше,
резкость всё же не запредельная, но уже стала пугающей. Фантомы
церковного колокола оформились и «повисли» между колонками. Монетки
«обострились» и зазвенели, удар рабочего барабана стал синхронным с
хай-хэтом. Голос Гилмора приобрёл характерную хрипотцу. Японские
барабаны зазвучали как «в жизни», но вот контроль тягучих и громких
риффов бас-гитары всё же восстановился не полностью. Ну, будем считать,
что Mozart 1 и не задумывался как басовый усилитель. «Знать своё дело»
начинается с осознания того, в чём оно. Своё дело «Моцарт» знает... Максимальная мощность (14,4 В, к.н.и. = 1%, 8 Ом/4 Ом/2 Ом), Вт 84,5/156/264 Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, Р = 0,1 Ртах, 8 Ом/4 Ом/2 Ом),% 0,008/0,047/0,070 Входная чувствительность, В 0,26 — 9,7 Отношение сигнал/шум, дБА 99,5 Переходное затухание, дБ 68 Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 5,4 — 24100 Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 6,7 Ток холостого хода, А 1,1 Габариты, мм 351 х 269 х 55
Мощность
и по документам производила впечатление серьёзной, поэтому мы к обычным
значениям импеданса нагрузки добавили «аудиофильское» 8 Ом, аппарат
должен «качнуть» и такую. И верно: получилось очень даже достаточно, а
мощности на 4 Ом хватит для того, чтобы
с любыми фронтами усилитель работал с хорошим запасом по перегрузке.
Этот запас, как мы знаем, продлевает жизнь пищалкам, а при
использовании дорогой акустики это немаловажно. В мостовом режиме (4
Ом) усилитель разовьёт мощность не менее 450 Вт, но поряду причин для
работы с сабвуфером стоит выбрать что-нибудь попроще. Технические
характеристики поводов для критики не дают. Почти. Частотный диапазон
оказался далеко не таким широким, как мы привыкли, концепция, значит,
такая. Это поверху, с нижней границей вопросов и быть не может. При
подключении нагрузки емкостного характера ток потребления возрастает на
7%, а на выходе появляются слабозатухающие колебания частоты 650 кГц.
Относительная амплитуда колебаний всего 3%, что означает очень неплохой
запас устойчивости. Графики зависимости искажений от выходной мощности
на нагрузке 8, 4 и 2 Ом показывают: характер — обычный для усилителей с
биполярными транзисторами на выходе, лампы в тракт внесли что-то своё,
но этим «своим» точно не были дополнительные гармоники.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО Двухканальный усилитель КТО E.O.S. Mozart 1 ПОЧЕМ 26400 руб. ЭТО — ПЛЮС Хороший запас мощности Достойные технические показатели ЭТО — МИНУС Минимум дополнительного «обвеса» Ограниченный диапазон поверху ОДНИМ СЛОВОМ... Знает своё дело. Одно. Но хорошо
|