Центр перекрёстка
Мысль об
аналогии с перекрёстком проскакивала в голове при первом, беглом
знакомстве с новым поколением усилителей Audison. Но можно было и не
напрягать извилину.
Эмидио Ваньони,
главный разработчик усилительной техники фирмы Elettromedia, сам всё
сформулировал именно на основе этой аналогии. Вот почти прямая речь:
«Дороги к Звуку с большой буквы образовали концептуальный перекрёсток,
и до последнего времени пути цифровых технологий и традиционной
схемотехники шли в разных направлениях». До последнего...
Хронологическим рубежом этого времени доктор Ваньони считает, и с очень
серьёзными основаниями, выход в свет принципиально нового поколения
усилителей Audison Thesis. Если помните (о чём я спрашиваю, такое не
забывается), имя Thesis впервые украсило усилитель HV venti — аппарат,
построенный по принципу «на голову выше самого лучшего, и ни шагу
назад». Он был и остаётся вершиной достижений традиционной школы
усилительной техники. Там был кусочек цифровой технологии, отделённый,
однако, от сигнального тракта и служивший только для обслуживания
аппарата. Сегодня, задним умом,это воспринимается иначе: как осторожный
подход к обустройству того перекрёстка, о котором сейчас говорит
Ваньони. Ещё не перекрёсток, скорее — подземный переход... Теперь
наступило то самое «последнее время». Новые Thesis расположились точно
в центре «концептуального перекрёстка», откуда открыты пути по любому
направлению: цифровому и классическому. Впервые в Лас-Вегасе, потом
— в Зинцхайме, а ещё спустя месяц — на специализированной
пресс-конвенции EISA в Брюсселе было показано новое семейство
усилителей. Три модели названы по числу каналов и на родном для
производителя языке: ТН uno, ТН due и ТН quattro. Напомню: прародитель
новых «Тезисов» HV venti был и навсегда останется двухка-нальным, этого
требовала концепция абсолютного классицизма схемотехнических решений. Каждый из усилителей — фантастический (сейчас увидите) перекрёсток технологий, даже в своём роде многоуровневая развязка.
Начнём
с классической, аналоговой части новых усилителей, использованные здесь
решения сами по себе могли принести (и принесут, помяните моё слово)
славу разработчикам. Одно из решений, пожалуй, главное, называется Dual
Power & Bias Control. Впервые эта фича появилась в HV venti, там
внутри был переключатель, изменяющий режим работы выходных каскадов в
смысле тока покоя, а значит — и класса работы: с более или менее
обычного АВ на режим класса А, сохраняющийся на большей части
мощностной шкалы. В новых «Тезисах» на этой дороге «концептуального
перекрёстка» сделано срезу несколько шагов вперёд. Во-первых, здесь
четыре (а не два) режима работы. Один — Energy Saving, это — с
минимальным током покоя, для возможности подолгу гонять усилитель при
незаведенном двигателе. Второй — Hi-Current, нормальный АВ-класс, при
котором все (включая и 4-канальный ТН quattro) могут работать на
нагрузку до 1 Ом. Третий — Hi-АВ Class, это понятно: подброшен вверх
ток покоя, импеданс ограничен на уровне 4 Ом. И наконец, мечта
аудиофила — чистый, без каких-либо оговорок, класс А. В этом режиме
выходные каскады перестраиваются радикально, меняется не только ток
покоя, но и напряжение питания, отсюда и Dual Power. Так, двухканальный
ТН due в трёх режимах класса АВ развивает на 4-омной нагрузке мощность
300 Вт в каждом канале, при этом ток покоя составляет от 2 (Energy
Saving) до 6 (Hi-AB Class) ампер. В режиме A-Class ток покоя — больше 7
А, притом что источник питания переходит в токовый режим со сниженным
вторичным напряжением и выходная мощность усилителя составляет 80 Вт на
канал. Прикиньте на пальцах или Casio: ток покоя как раз равен току в
4-омной нагрузке на максимальной выходной мощности, что и характеризует
класс А. Но
это — только один шаг. Другой, не менее важный — переход из режима в
режим возможен дистанционно, без залезания в усилитель. С места
водителя и в любой момент. Ехали на шашлыки в классе А, приехали —
включили Energy Saving, ведь ещё обратно добираться. Источник
питания (мы остаёмся пока на автомагистрали «Классическое аналоговое
аудио») — блок синхронизированных источников питания, раздельных по
каналам и полярности, при этом все четыре трансформатора — двухрежимные
и переключаются в зависимости от выбранного класса работы выходных
каскадов. На аналоговой трассе остались и кроссоверы, сюда инженеры
Elettromedia цифру не пустили. В согласии с канонами техники высших
достижений, здесь никаких потенциометров, фильтры состоят из
модулей-вставок, перекрывающих диапазон частот среза от 18 Гц до 7,5
кГц в режимах HP, LP или BP с крутизной 12 или 24 дБ/окт. Согласитесь:
всё это плюс унаследованные от «отца-основателя» династии
конструктивные признаки формируют образ очередного High End усилителя.
Классического до предела. Но это потому, что, находясь в центре
перекрёстка, мы ещё никуда не повернули. Мигалочку на цифровую дорогу
включаем? Примерно
четверть внутреннего пространства корпуса Audison ТН (с любым
числительным) занята цифровой начинкой. И здесь эта начинка выполняет
не вспомогательные сервисные функции (хотя и их тоже). Главное и
принципиальное: все «Тезисы» могут получать сигнал не только по
классическим аналоговым RCA-вxoдам, но и по цифровым, электрическим или
оптическим. Первые реализованы в виде цифровой аудиошины AD-link,
физически это очень привычные для глаза (только не в этом контексте)
разъёмы RJ45, как в любой локальной компьютерной сети. И сигнал можно
подводить по кабелю САТ5. Оптический вход реализован по стандарту
S/PDIF. При этом (вот теперь внимательно, это, пожалуй, самое
удивительное на той дороге, куда мы свернули): сколько бы ни было
усилителей в системе, они могут соединяться в цепочку сетевым кабелем
знаменитой пятой категории и до восьми независимых аудиоканалов,
которые в этой сети окажутся, попадут на те усилители, на которые им
положено попасть. Как? А с помощью адресации: неприметное на первый
взгляд колесико на панели управления задаёт адрес усилителя в системе,
от О до 9. Больше десяти едва ли кто будет ставить. Для
того чтобы усилители знали, что кому следует делать, они соединяются
между собой другой шиной, AC-Link, по ней ходят сигналы управления.
Когда и кто их производит? Два варианта: при настройке и в
эксплуатации. При настройке в цепочку включается банальный ноутбук с
установленным на нём программным обеспечением для управления
усилителями. Здесь можно выставить и чувствительность усилителя, и
вход, с которого он будет работать (если надо, один или несколько
усилителей в цепочке могут получать сигнал по аналоговому входу, а
управляться будут наряду с остальными), и так далее и тому подобное.
Конструкторы при этом обращают внимание: усиление системы в целом и
отдельных усилителей регулируется аналоговой резистивной матрицей,
управляемой по цифровой шине. Слышу вопрос из зала: раз аппараты
получают цифровой сигнал, а потом усиливают аналоговый, внутри каждого
усилителя должен быть ЦАП с соответствующим числом каналов.
Естественно, должен. И есть. И разработчик заверяет: по качеству
(сейчас окончательно решается вопрос, что пойдёт в серию: чипсеты BB/TI
или Wolfson) эти ЦАПы намного превосходят те, что реально можно
встретить в головных устройствах вменяемой стоимости. При этом надо
иметь в виду и такую возможность (была бы возможность, а пользоваться
ею или нет — дело хозяйское): полученный по цифре или по RCA сигнал
подаётся на все имеющиеся выходы, и цифровые, входящие в общую цепочку,
и аналоговые, после преобразования «цифра — аналог». В режиме
эксплуатации ноутбук можно убрать в шкаф. Необходимые (после
первоначальной настройки) функции по управлению системой берёт на себя
малогабаритный, но очень многоцелевой выносной блок управления. С него
можно (помните, был разговор?) выбирать режим работы любого из
усилителей системы, переключать для любого же вход, с которого он будет
получать сигнал, и так далее. А главное — здесь есть блок центральных
регуляторов: общая громкость, баланс и фейдер. Это означает, что в
систему может приходить сигнал не только с головного устройства, где
свой регулятор громкости по-любому есть, но и с источника с
фиксированным уровнем, с чейнджера, скажем, или отдельно стоящего
DVD-проигрывателя. И наконец: цифровая начинка «Тезисов»
обеспечивает непрерывный мониторинг усилителей, информация о напряжении
питания, температуре и срабатывании защиты выводится на собственный
дисплей усилителя и на экран выносного блока. При этом не обязательно
помнить присвоенные аппаратам адреса, это нужно для работы системы
обмена данными, а живому человеку удобнее дать усилителям и даже
группам каналов ТН quattro содержательные имена: Front или, скажем,
Front TW, это уж как система построена. Слышу ещё вопрос из зала, с
оттенком испуга и неуверенности. Смелее... Про деньги... Да,
действительно, исходные данные для ценообразования выглядят пугающими.
Разумеется, в удобный момент автор задал этот нелёгкий вопрос
руководителю всей усилительной программы Elettromedia, не без основания
полагая, что если «чистый», без цифровых чудес Thesis HV venti стоит в
витрине с ценником около 6000 евро, то эти... «Эти», сказал Эмидио
Ваньони, будут примерно вдвое. Если удастся — втрое. Дешевле. Несколько
раз переспрашивал, можно понять. Перекрёсток, получается, без
шлагбаумов...
Источник: журнал "Автозвук", № 07/2008, текст Андрей Елютин
|