Иридий, в честь которого назван этот сабвуфер — металл
редкоземельный. Как и неодим, применяемый у нас повсеместно в
магнитах пищалок, а время от времени — и мидбасов. Случись таким
металлам оказаться основой магнита этого произведения, тут бы сказке
и был конец. При весе магнита больше пяти кило это было бы уже
экспортом металлов в промышленных масштабах. Что у нас довольно
быстро начинает называться «в особо крупных». К счастью,
экспортировали изделие из Швеции, с них и спрос.
а и магнит не редкоземельный, так, обычный феррит,
колечко диаметром 220 мм. Вообще, я не знаю, в каком порядке вы
привыкли перелистывать страницы периодических изданий. Есть две
школы, с начала и с конца. Так что с вероятностью 0,5 вы уже видели
тест другого 12-дюймового сабвуфера, составляющего этому полнейшую
противоположность.
Формально — тоже 12-дюймовая головка. Только весит 13
кг и при установке уходит внутрь отведенного для неё ящика на 150
мм. Принципиально конструкция самая традиционная. Однажды кем-то
придуманная геометрия литой рамы с четырьмя коробчатого сечения
спицами переходит из модели в модель уже не первый год. Материал
диффузора — литая целлюлоза, толщины, правда, лютой, судя по
жёсткости. Довольно жёсткий подвес в целом, при неожиданно мягком
внешнем гофре, что, как известно, идёт на пользу линейности головки,
поскольку уменьшаются изгибные деформации диффузора, его никто не
хватает за края, как в случае более распространённых жёстких гофров.
Но тогда сам диффузор должен быть способен сохранять форму в
процессе колебаний, так что в этом отношении у «Иридиума»
достигнута, и наверняка не случайно, полная гармония отношений.
Сабвуфер двухобмоточный, с секциями по 4 Ом, что тоже
весьма и весьма традиционно. Мало мы видели двухкатушечных сабов? Да
не сосчитать. Однако впервые встречаемся с такими интересными
предложениями производителя, касающимися использования
«двухкатушечности». Что обычно делают с секциями звуковой катушки у
сабвуферов с импедансом 4 + 4? Семеро из десяти намертво соединяют
секции в параллель, получают 2-омную головку, и на этом все игры
заканчиваются. Остальные трое из этого же неробкого десятка вешают
каждую секцию на свой канал усилителя. Один из ста, которого не
видно в предыдущей, округленной до целых чисел статистике, соединяет
катушки последовательно и получает
8-омный сабвуфер для несколько более аккуратного (в
силу возросшего демпфирования), но существенно менее мощного баса.
Не удаётся припомнить случаев сознательного
использования лишь одной звуковой катушки. И уж точно — ни одного
случая подобных рекомендаций со стороны производителя. Даже наоборот
— многие курсивом выделяют в мануалах, что, мол, нельзя подключать
лишь одну катушку.
А кстати, почему? Снижается допустимая мощность,
которую нередко приводят как «столько-то ватт на катушку», а это не
совсем корректно. Допустимая мощность для сабвуферов ограничена в
основном теплостойкостью привода и тем, насколько эффективно он
отводит тепло. А как оно выделится — на одной секции обмотки или на
двух, — не так важно, ведь такие катушки наматываются, как правило,
в два провода, так что внутри медного массива тепло разойдётся почти
одинаково равномерно, это потом, когда от меди к воздуху, начнутся
проблемы.
Второе соображение, на этот раз справедливое:
параметры динамика с одной включённой катушкой и с двумя будут
разными. Это верно, но если известны и те и те, то почему не
считать, что у нас есть динамик с двумя режимами работы и не выбрать
наиболее подходящий для того или иного оформления? Или наоборот,
оформление под динамик в том или ином включении.
Применительно к Ultimate Iridium конструкторы пошли
именно по такому редкому (редкоземельному?) пути. В описании, общем
на 10-ти, 12-ти и 15-дюймовые модели, даются наборы параметров для
одной включённой ЗК, параллельного и последовательного включения
секций. Мощность, заметьте, нормируется одинаково, как ни включай. А
в рекомендациях по оформлению твёрдо указывается: здесь включать обе
секции, а здесь — лишь одну.
Прежде чем перейти к игре с
параметрами, покончим с одним не менее важным вопросом: нелинейные
искажения у Iridium 12 оказались совершенно редкоземельными в
среднем по диапазону, и даже на 30 Гц, где они у любого сабвуфера
растут до лошадиных величин, здесь остались на уровне 2,5%. Так что
действительно, труды по распределению жёсткости между элементами
подвижной системы и подвеса не пропали даром. А с параметрами
так. Теория гласит: при включении только половины звуковой катушки
всё остаётся неизменным, кроме электрической добротности, которая
увеличивается вдвое по сравнению с той, что получена при включении
обеих секций, без разницы — последовательно или параллельно. Шведы
тем не менее утверждают, что при этом чуть-чуть меняются и Fs, и
Vas. Мы честно померили и так и эдак и получили расхождения в Fs и
Vas на уровне третьего знака, минимальные, но по-прежнему (для нас)
необъяснимые. А полная добротность, действительно, изменилась почти
вдвое. Почти, потому что она лишь на 90% определяется электрической
добротностью Qes, остальное — добротность механическая, от включения
катушек не зависящая (у шведов почему-то слегка зависящая). Итак,
что рекомендует г-н Конярский со товарищи для Iridium 12? Два
варианта фазоинвертора, оба — для случая одновременной работы
звуковых катушек. При этом и в самом деле сабвуфер становится
относительно низкодобротным, как и требуется для фазоинвертора. Хотя
и на грани (EBP = 72 по данным изготовителя, 82 — по нашим). Оба
варианта приведены на графиках, судите сами. А в случае предпочтения
закрытого ящика DLS призывает включать только одну секцию звуковой
катушки. Динамик становится высокодобротным, а результирующая АЧХ —
там же, на картинке. Нам удалось, как кажется, рекомендации
изготовителя несколько расширить. При 2-омном включении можно ЗЯ и
ФИ делать в одном объёме 30 л, с очень хорошими
характеристиками, а в высокодобротном 4-омном... тоже, но в большем
объёме и с намного большим акустическим усилением. Вообще-то ФИ на
головке с добротностью больше 0,7 — это эксцентрично, но почему-то
выглядит интересно.
Номинальный импеданс, Ом 4 + 4
Допустимая мощность (по данным
изготовителя), Вт 600 (1000 max)
Неравномерность АЧХ (ФИ, 25 —
100 Гц), дБ 3,5
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)
87,8
Средний к.н.и., (96 дБ, 50 — 125 Гц), % 1,22
Максимальное
звуковое давление (в свободном поле), дБ 115,6
Сабвуферная
головка 12’’
DLS Ultimate Iridium
12
$320
Предусмотренная конструкторами
универсальность Очень низкие искажения
Здоровенный, что уж там ОДНИМ
СЛОВОМ... Действительно, редкие земли
Конструкция и
исполнение 9 Форма АЧХ в салоне 9 Максимальное звуковое
давление 8 Искажения 9 Компактность оформления 7 Итог
42
|