ВОЗРОЖДЕНИЕ CELICA
Музыкальные
системы, предназначенные для озвучивания пространства вокруг машины,
уже перестали быть уделом одних лишь демокаров, созданных исключительно
для выставок. Все чаще подобные инсталляции встречаются на частных
автомобилях.
В начале 80-х
годов в компании Toyota было создано новое подразделение, в которое
вошли маркетологи, конструкторы и некоторые другие специалисты. Перед
этой формацией стояла весьма ответственная задача - придумывать
названия для новых моделей. Теперь трудно сказать, какими путями
двигались мысли креаторов, но четверть века назад это подразделение
приняло следующее решение: отныне названия всех автомобилей концерна
будут начинаться с латинской литеры „С". Фантазии сотрудников хватило
всего на пару лет - восточная игра в английскую фонетику быстро себя
исчерпала, и звучные имена иссякли. Однако эхо тех лет до сих пор
слышно в названиях „неубиваемых японок": Corona, Carina, Caldina, а
также более известные Corolla и Camry. Название Celica из этой серии.
Что ни говори, но это небольшое спорт-купе получило в России
невероятную популярность при том, что официально эта машина у нас
никогда не продавалась. Интерес к Celica вполне понятен: достаточно
сказать, что под капотом у нее тот же мотор, что и на элитных
английских суперкарах Lotus Elise. А вот аудиосистему японцы
проработали не так старательно, потому многие энтузиасты Celica
становятся клиентами звуковых студий.
КРАСОТА ПО-ЯПОНСКИ Самая
эффектная и зрелищная часть инсталляции в этой огненно-красной Celica
находится под крышкой багажника. Вдоль стенок расположены обтянутые
кожей подиумы для пары низкочастотников Peerless SWR 800 и комплекта
коаксиальных динамиков Polk Audio ММС 650. И те и другие головки были
выбраны установщиками „по знакомству": сабы от Peerless, по мнению
специалистов студии, гарантируют чистое и мощное звучание в басовом
диапазоне, а продукцию Polk Audio инсталляторы использовали уже в
нескольких последних музыкальных системах, и никаких серьезных
нареканий она не вызвала ни в процессе инсталляционной работы, ни во
время последующей эксплуатации. Пол багажника украшает отделенная
перегородкой из прозрачного пластика ниша для пятиканального усилителя
DLS. Менеджер студии Сергей Гусев рассказывает, что идея такого
оформления грузового отсека родилась у клиента уже после того, как был
готов первый вариант инсталляции.
|
ПЕРВАЯ ПОПЫТКА Изначально
система строилась исключительно для работы в закрытом автомобиле.
Тыловой комплект Polk Audio решили разместить в стенках рядом с задним
диваном, а низкочастотные АС - в багажнике. Ответственным за „фронт"
назначили комплект AD 600. „Командовать парадом" доверили
мультимедийной станции Pioneer AVIC HD3-BT. Систему пришлось снабдить
дополнительными аккумуляторами и парой конденсаторов. Двери и грузовой
отсек основательно обработали вибродемпфирующими и шумопоглощающими
материалами компаний STP и„Изомат". Впрочем, когда машина находится в
движении, уровень шума в салоне значителен. Во-первых, Celica по своей
природе спорткар, а на таких автомобилях рев двигателя является частью
концепции - настоящему драйверу эти звуки ласкают слух. Во-вторых,
владелец дополнительно установил спортивную систему выхлопа, отчего шум
работающего двигателя стал громче прежнего. Одним словом, превратить
салон автомобиля в концертный зал не получилось.
ЭПОХА ПЕРЕМЕН Серьезная
реконструкция аудиосистемы была инициирована клиентом после того, как
он начал использовать машину для поездок на пикники и загородные
тусовки. Звук внутри автомобиля особых нареканий у него не вызывал,
расстраивало другое - инсталляция была не способна работать в режиме
„передвижной дискотеки". Тандем из двух 12-дюймовых сабов может
обеспечить достойное давление даже на открытой площадке, но запертые в
салоне фронтальные и тыловые головки определенно „не тянули". Поэтому
было решено переделать систему в соответствии с новыми требованиями.
|
ПЕРЕСТАНОВКА Все
компоненты, необходимые для постройки второй версии инсталляции, в
системе уже присутствовали, оставалось расположить их несколько иным
образом. Решено было отказаться от тыловой подзвучки в салоне и
переместить коаксиальный комплект Polk Audio из салона в багажник. В
новых подиумах головки получили по 7 литров закрытого объема каждая.
Направленные на заднюю дверь компоненты составили неплохой „дуэт"
сабвуферам, которые установили в боковые стенки багажника по технологии
„стелс", причем каждому низкочастотнику достался 18-литровый закрытый
ящик. В своей второй „инкарнации" система стала одинаково успешно
играть и в салоне, и на улицу.
В РЕЗУЛЬТАТЕ Поскольку
болезни под названием аудиофилия клиент не подвержен, строгих
требований к построению канонической звуковой сцены в салоне он не
предъявлял. Между тем, ориентация тыловых динамиков сыграла свою роль -
теперь музыкальные композиции воспроизводятся перед сидящим в машине, а
не внутри его черепной коробки. Любителям „эстетских" музыкальных
жанров давление сабов может показаться несколько резковатым, но
любителям популярной и электронной музыки такой саунд - из разряда
того, что доктор прописал. Звучание аудиосистемы автомобиля при
прослушивании снаружи можно оценить лишь субъективно. Однако вряд ли у
кого-то из участников загородной вечеринки возникнут серьезные
претензии к ее звучанию: низких частот здесь достаточно и при этом они
„не забивают" средний и верхний диапазоны. СМ
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА „Большая
часть наших трудностей была связана с багажником Toyota: установка и
внешнее оформление компонентов требовали от нас предельной
внимательности и аккуратности. Но клиент остался доволен..." СЕРГЕЙ ГУСЕВ, менеджер-консультант студии „СТ-Вариант"
Автомобиль
Toyota Celica - не единственная машина нашего клиента. Для семейных и
деловых поездок у него есть минивэн и внедорожник, а этот автомобиль он
использует, чтобы хорошо провести время в выходные. Ну а поскольку
уик-энды часто связаны с загородными поездками, ему понадобилась
музыкальная система, которая способна „озвучить" пространство вокруг
машины. Большая часть наших трудностей в этом проекте была связана с
багажником Toyota: установка и внешнее оформление компонентов требовали
от нас предельной внимательности и аккуратности. Но клиент остался
доволен, а мы уже ждем не дождемся, когда он пригонит к нам свой
следующий автомобиль.
Источник: журнал "Car&Music", февраль 2008, студия СТ-ВАРИАНТ, текст Георгий Белов, фото Алексей Трошкин
|