УПРАВЛЯЯ МЕЧТОЙ
За последние
десять лет Toyota Camry девять раз становилась самым продаваемым
бизнес-седаном года в США, там же эта модель заняла первую строку
рейтинга самых успешных автомобилей за период с 1975 по 2000 годы. В
коммерческом отношении это одна из самых удачных разработок за всю
историю марки.
Однако секретом
невероятного успеха Camry является как раз отсутствие ауры
легендарности. Добротный, комфортный и не слишком эпатажный
бизнесмобиль легко находил своего покупателя практически в любой части
планеты. Секрет прост - нейтральная внешность Camry попросту не
способна раздражать глаз. В Штатах принято грезить хот-родами,
причудливость которых подчас граничит с патологией, в Японии молодежь
сотнями сжигает покрышки на дрифтерских трассах, а Старушка-Европа
безнадежно больна любовью к древнему металлолому. Однако в качестве
транспорта на каждый день обитатели всех этих мест охотно покупают
Toyota Camry, питая к этой машине не больше эмоций, чем, например, к
утюгу или микроволновке. Мы также удивились, когда узнали, что мастера
в Смоленске избрали эту модель для столь амбициозной инсталляции.
БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА Но
оказывается, житель Смоленска Виктор Якушев рассуждал совершенно иным
образом, когда выбрал Camry в качестве базовой модели для построения
соревновательного автомобиля для индустрии car audio. Реализация
проекта началась еще в 2005 г. В то время движение любителей
высококачественного звука в провинции еще только зарождалось, и
большинство смолян были уверены, что автозвуковые соревнования
проводятся по принципу„чем громче, тем лучше". Однако Виктор, который
выступил руководителем проекта, и команды компаний „Автомагия" и
„Блюзмобиль-Смоленск" смотрели на вещи иначе.Уже два года специалисты
студий активно участвовали в автозвуковых баталиях,а потому подошли к
делу с обыкновенной для профи основательностью.
ДОЛОЙ ПРОЦЕССОР Концепцию
инсталляции специалисты студии определили, опираясь на свой достаточно
обширный опыт, накопленный как в работе с клиентскими машинами, так и
при подготовке автомобилей для соревнований по автозвуку. В
„Блюзмобиль-Смоленск" провели ряд экспериментальных исследований,
которые показали, что серьезное процессорное вмешательство значительно
повышает уровень нелинейных искажений звукового тракта. В связи с этим
звуковая сцена теряет естественность и открытость, к тому же плохо
прослушиваются детали. В результате было решено обеспечить наилучшее
беспроцессорное звучание, а затем подвергнуть звуковую сцену и АЧХ
системы небольшой цифровой корректировке.
|
В ПЕРВУЮ ГОЛОВУ Поскольку
инсталляция планировалась серьезная, салон автомобиля разобрали
практически до винтика и покрыли шумоизолирующими и вибродемпфирующими
материалами. Эта задача оказалась не такой простой, как может
показаться на первый взгляд. Немало усилий потребовала борьба с
подзвучкой: мощная аудиосистема заставляла резонировать даже крышу. В
качестве головного устройства был выбран CD-проигрыватель Pioneer
DEX-P9R. Аппарат очень долго пролежал на витрине магазина неприкаянным:
никому из местных жителей и в голову не приходило платить за „обычную
магнитолу" такие деньги. По мнению установщиков, DEX-P9R не только
обеспечивает натуральное, естественное звучание голоса и музыкальных
инструментов, но и прекрасно передает глубину звуковой сцены.
МУКИ ВЫБОРА С
выбором мультимедийной станции возникли определенные трудности.
Подавляющее большинство однодиновых моделей, включая продукцию того же
Pioneer, не подходили к DEX-P9R по дизайну. Почти все они выполнены в
темном цвете, и по соседству с серебристым металликом панели
CD-ресивера смотрелись бы дисгармонично. Кроме того, план инсталляции
включал установку на рулевом колесе пульта дистанционного управления,
но инфракрасный глазок не „добивал" до головного устройства,
расположенного на центральной консоли. И, наконец,
установщикам очень не хотелось „терять" панель уже успевшего стать
редкостью Pioneer DEX-P9R. Решение мастерам студии подсказал Дмитрий
Матвеев, президент EMMA Россия. ИК-глазок выпаяли и разместили на
центральной консоли, там же разместили клавишу подачи диска. Панель
головного устройства спрятали глубоко в торпедо, а изображение с ее
дисплея вывели на 7-дюймовый монитор мультимедийной станции Videovox
PAV-1525T. Что касается последней, то ее выбрали из-за наличия всех
необходимых входов и опций, а также большого угла наклона монитора.
Такой подход оказался хорош еще и потому, что теперь информация с
CD-ресивера отображается на довольно большом экране и считывать ее,
соответственно, намного удобнее.
В МИРЕ ЗВУКОВ Фронтальные
акустические системы было решено сделать 3-компонентными - установщики
были уверены, что такой вариант обеспечивает наилучшую стабильность
звуковой сцены. С выбором динамиков определились без особых хлопот.
„Блюзмобиль-Смоленск" представляет у себя в регионе шведский бренд DLS,
который как раз в тот момент вывел на рынок новую серию Nobelium.
Несмотря на богатый опыт в установке спаренных мидбасов, от этой схемы
отказались сразу. Во-первых, дополнительные компоненты
неизбежно усложняют настройку, а во-вторых, заводской дизайн обивки
дверей было решено оставить нетронутым. В результате оптимальным
вариантом оказались 20-сантиметровые динамики Nobelium 8.2. За верхнюю
часть звукового диапазона отвечают твитеры DLS. По мнению специалистов
студии, они способны наиболее точно воспроизводить особенности живой
музыки. Поскольку огромную роль в формировании эффекта присутствия в
концертном зале играют среднечастотные динамики и от них же зависит
сохранение стабильности звуковой сцены, подбору этих компонентов
пришлось уделить довольно продолжительное время. К тому же
в„Блюзмобиль-Смоленск" уверены, что среднечастотники должны
подключаться максимум с 300 Гц. Поэкспериментировав с несколькими
моделями из дорогостоящих линеек других производителей,
„Блюзмобиль-Смоленск" вновь остановились на продукции DLS, отдав
предпочтение модели С5, способной работать от 100 Гц. Этот комплект
было решено дополнить усилителями серии Reference той же марки. По
мнению специалистов студии „Блюзмобиль-Смоленск", они обеспечивают
достаточно нейтральное звучание, оставляя минимум отпечатков
собственного характера. Пару сабвуферов „Cerwin-Vega! VMX-15.2",
имеющих общее сопротивление 1 Ом, снабдили усилителями той же серии -
RA10, способными выдавать до 800 Вт. К слову сказать, сабвуферы были
выбраны по совету президента клуба SPL Вадима Джалалова. Помимо вполне
устроившего установщиков звучания, сабы предлагают дизайн, который
удачно вписался в общий стиль инсталляции, а никелированные диффузоры
хорошо „рифмуются" с 17-дюймовыми дисками. Тыловые акустические
системы, недолго думая, построили на коаксиальных компонентах DLS 962.
|
ПОМИМО РАЗВЛЕЧЕНИЙ Установкой
одной лишь мультимедийной системы создатели машины не ограничились. В
числе прочих„допов" в машине установлены камера заднего вида и
навигационная система. Чтобы придать внутренней отделке больше
солидности, часть салона обтянули алькантарой. А 17-дюймовые диски с
230-миллиметровыми покрышками уже своим видом заявляли о необходимости
замены пружин и амортизаторов на спортивные, что и было проделано. Ну а
поскольку принимавшая участие в работе над машиной УЦ„Автомагия"
является одной из крупнейших в своем регионе компаний, занимающихся
установкой охранных систем, Toyota снабдили внушительным арсеналом.
Начиная от хорошо зарекомендовавшей себя Stalker MS-600NB с
активизированной функцией звукового контроля радиоканала и спутниковой
системы слежения, оборудованной выводом на оперативного дежурного, до
механических блокираторов.
ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ Старания
„Блюзмобиль-Смоленск" и „Автомагия" не пропали даром. В этом году
Toyota Camry трижды одерживала победу в соревнованиях по качеству звука
в SPL-клубе. Автомобиль Виктора Якушева оказался лучшим на
фестивале„Автоэкзотика", на соревнованиях в Смоленске и сумел оказаться
первым в финальном этапе чемпионата, проходившем в Краснодаре. Таким
образом, в настоящий момент автомобиль является лучшим в стране в
классе „свыше 600 Вт". СМ
МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА „В этой машине ,Любе" звучит лучше, чем в жизни..." ВЛАДИМИР ЯКУШЕВ, руководитель проекта, генеральный директор УС„Блюзмобиль-Смоленск" и УЦ„Автомагия"
Работа была очень
серьезной, об этом говорит хотя бы тот факт, что поиск мест для
среднечастотных динамиков занял более двух месяцев. Более того,
автомобиль строился не просто для участия в соревнованиях, а для
победы, а потому система обладает чемпионским качеством. Тщательно
подбирался каждый компонент, многократно продумывался каждый этап
инсталляции. Звучание потрясает своей натуральностью. Соперникам на
соревнованиях я обычно ставлю 26-й трек судейского диска EMMA, соло на
барабанах. Равнодушных не было: сцена была идеально ровная, высокая и
широкая, и все на ней тонально сбалансировано. Понятно, что это связано
с правильным выбором и грамотной установкой среднечастотных динамиков.
Мне лично очень нравится слушать классику в рок-обработке и последний
альбом "Любе". Как сказал недавно один мой давний знакомый, впервые
слушавший машину: „Расторгуев поет лучше, чем в жизни". На самом деле,
потрясает натуральность звучания мужского вокала и расстановка голосов
и инструментов, особенно на 6-м треке альбома.
Источник: журнал Car&Music, ноябрь 2007, студии АВТОМАГИЯ и БЛЮЗМОБИЛЬ-СМОЛЕНСК, текст Георгий Белов, фото Юрий Фейгин
|