РЯДОВАЯ ЭКЛЕКТИКА
Эта машина, в
отличие от двух «сезонных» кабриолетов, соседствующих с ней в рубрике —
самая обычная. По крайней мере — в наших широтах.
И система в ней
установлена (в отличие от украинской родственницы) на первый взгляд
довольно стандартная. Ни тебе звёздного неба с переменным разрешением,
ни кальяна в салоне на болтах (нет, это раньше было, в апрельском
номере, но это неважно). Уж не двинулась ли студия с таким
многозначительным именем по натоптанной дорожке? Сами понимаете,
конечно, нет, иначе не заводил бы я этого разговора. Виталий Карев
(знаем, знаем: легенда и кругом чемпион), если бы не стал мастером
мобильного аудио, стал бы, наверное, врачом-исследователем. И двигал бы
вперёд науку о здоровье, ставя опыты то на себе (как Пирогов), то на
других (как все остальные). Но только в отличие от предшественников его
опыты всегда заканчиваются благополучно, а подопытный, даже первый,
чувствует себя гораздо лучше, чем до эксперимента. В
«Эклектике» в последние годы много экспериментируют с беспроцессорными
(или «малопроцессорными») системами, и сам Карев, и Нестеров, и
Мирошник (имена сплошь из наградных списков Еврофиналов) раньше многих
поняли: костыли цифровой коррекции необходимы лишь тогда, когда на
больную ногу никак нельзя наступить, а пока можно — надо ходить
самостоятельно, иначе — атрофия мышц, в нашем случае — деградация
звучания. Заказ у хозяина этого «Круизера» был, в общем-то, довольно привычный.
Система
с мультимедийным потенциалом, но ориентированная главным образом на
классическое стерео. Типовой подход был бы такой: раз мультимедиа,
значит, по-любому в системе окажется куча цифровой требухи, под шумок
можно накидать туда же усилителей каналов на двенадцать, чтобы уважали,
а всё, что касается звуковой сцены (да и АЧХ), вытянуть процессором. Виталий
в самом начале работы над проектом честно предложил заказчику принять
участие в эксперименте. Систему предлагалось сделать с минимумом
цифрового вмешательства, всё вытягивать акустическими средствами, а для
этого у Карева было припрятано ещё малоизученное средство, которое он
(давайте уж честно) и хотел испытать на добровольцах. Речь идёт о
редком, на грани уникальности, широкополосном излучателе CDT Audio,
потенциально обещающем соединить достоинства двух- и трёхполосной
акустики, не привнося в систему проблем, связанных ни с одной, ни с
другой. То, что именно в этой студии решили попробовать построить
акустику, представляющую собой смесь двух- и трёхполосной, по-своему
знаково. Соединение разнородного знаете как называется? Эклектика... Речь
идёт о СЧ/ВЧ-головке HD-2. Это — примерно 50-миллиметрового калибра
головка с диффузором хитрой формы, в центре — очень крупный для такого
калибра и необычной формы колпак, выше определённой частоты выполняющий
функции излучающего купола. По данным фирмы-разработчика, такая головка
способна в одиночку перекрывать диапазон частот от 400 до 18000 Гц. В
одиночку — вот в чём пафос ситуации. При такой полосе частот весь
женский голос, со всеми чарующими обертонами, и почти весь мужской, с
обертонами мужественными и убедительными, будет излучаться одной
головкой и практически из точки. Полоса оказывается шире, чем у
сочетания купольного мидрейнджа с пищалкой, купольники от 400 Гц
реально не работают, в этом многие убедились, но зато — без раздела
частот где-то в середине очень информативного и деликатного диапазона,
без последствий причудливого фазовой «ругани» полосных излучателей друг
на друга в полосе совместной работы, наконец — без разделения
излучателей в пространстве. Последнее не идёт на пользу их общему делу
в акустическом смысле, но не только: оптимально установить в салоне
одну 50-миллиметровую головку или узел из пищалки и купольника с
диаметром корпуса ну никак не меньше 70 — 80 мм. Чувствуем разницу?
Тогда за работу. В
качестве источника взяли «раскладной» Pioneer AVH-P 7800 DVD. Благодаря
трудам широко известной в узких кругах фирмы Erta источник связали со
штатными рулевыми кнопками. В пару с ним включили установленный в
багажнике DVD-чейнджер XDV-P9 обновлённой модификации, это было сделано
главным образом для возможности организации двухзонного режима аудио. В
этом случае пассажиры на заднем сиденье имеют возможность слушать
музыку с чейнджера, а обитатели переднего — пользоваться головным
устройством по полной схеме. Мультимедийный режим заказчику, как и
говорилось, нужен был в лимитированных масштабах: при случае кино
посмотреть. Поэтому от центрального канала отказались сразу, а тыл в
системе — это и не тыл даже, а именно киношный сурраунд, в основном,
стереорежиме, он вообще молчит. Работает фронт, в котором и главная
изюмина системы. Фронт составлен из мидбаса, исходно принадлежавшего
компонентной двухполосной HD-62, кроссовера ES-300CC, предназначенного
для трёхполоски топовой серии EuroSport и средне-верхнечастотного
излучателя HD-2, вообще ни в какую систему от природы не входящего.
Полное смешение жанров, по-другому — эклектика... В
кроссовер, разумеется, пришлось вмешаться хирургическими методами. Из
него вывели вырезанный эллиптическим фильтром ВЧ-сигнал на
СЧ/ВЧ-излучатель, при этом сохранив работоспособность традиционно
мощных средств подстройки пассивных фильтров, у CDT Audio это фирменное
блюдо. Поиски оптимального расположения излучателей привели к результату, который можно при желании
считать тривиальным. Мидбасы изначально размечались в штатные места,
которые лишь были усилены по обязательной для таких случаев программе —
установкой опорных колец. А оптимальным местом для СЧ/ВЧ-головок
оказались те, которые были бы оптимальными для излучателей просто ВЧ
(без СЧ), а именно — уголки дверных зеркал. Только в отличие от типовой
установки пищалок здесь пришлось предусмотреть небольшой (даже совсем
небольшой, всего 180 кубиков) объём, необходимый для нормальной работы
диффузорного по большей части динамика. Тыловую акустику установили в
задние двери, сюда пошёл готовый комплект HD-62, без разносолов и
эклектики. Усилительная часть системы — два аппарата Diamond Audio.
На фронт работает четырёхканальный усилитель «шестой» серии, на
сабвуфер — двухканальник более простой третьей. Подключение
фронтального усилителя самоочевидно, поскольку и фронт, и тыл (ну,
сурраунд) сидят на своих пассивных кроссоверах, сабвуферный D3 включён
мостом на 12-дюймовую головку D612D2, секции звуковой катушки которого
(двухомные) включены последовательно, не доставляя хлопот усилителю.
Место прописки усилителей и сабвуфера — трапецевидного сечения ящик,
установленный вдоль левого борта в багажном отсеке. Хотя столь простые
обводы у корпуса агрегата лишь снаружи, под декоративным кожухом
прячется 30-литровый бокс более причудливых очертаний, связанных с
необходимостью приютить DVD-чейнджер и «бутерброд» их двух усилителей.
Из-за этого сабвуфер, кажущийся простым и прямолинейным, пришлось
делать смешанной конструкции: плоское — из MDF, рельефное -— из
стеклопластика. Впрочем, в этой студии умеют смешивать и разнородные
материалы... Претензии к басам оказались не умозрительны: на АЧХ
виден значительный горб на 40 — 50 Гц, а то, что бас всё же звучал
немонотонно и внушительно, связано с хорошей проработкой самого
низкочастотного регистра, от 40 Гц и ниже, за пределы измерительного
поля. Что же касается частотного потенциала «эклектического»
СЧ/ВЧ-излучателя, то здесь изготовители даже поскромничали: далеко не
всякая пищалка привычного типа так отработает на верхнем пределе
диапазона слышимых частот. И вообще, вся зона ответственности
экспериментальных головок (от 500 Гц и до конца) обслуживается ими с
исключительной ровностью частотной характеристики. Звуковая
сцена в этой системе производит непривычное впечатление, как будто
смотришь на неё через увеличительное стекло. В первую очередь отмечаешь
ширину — она удалась без всякого сомнения. Потом замечаешь: привычные
по знакомым фонограммам небольшие перемещения источников звука здесь
превращаются в крупные, размашистые шаги. Кажущееся расстояние до
звуковой сцены различно для левой и правой её оконечности: слева она
подходит ближе, справа — уходит далеко за габариты машины в сторону и
на полметра перед лобовым стеклом. Страдает ли от такой масштабной
сцены фокусировка? Показалось, что немного да, центральные образы
прорисованы не очень чётко, но это находится в пропорции с общими
размерами звуковой картины, здесь идёт естественный размен размеров на
фокусировку. Не очень понравился почерк системы на самых низких
частотах: баса много, он выразительный, «большой», но не без рыхлости и
местами проявляющегося гудения. Однако общее впечатление надо признать
весьма благоприятным: звук естественный, не натужный, и постоянно
сохраняется ощущение звукового пространства, даже, пожалуй, простора.
Так что эксперимент следует считать успешным.
Тип системы: мультимедиа Аудио: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер Источники: Pioneer AVH-P 7800 DVD, XDV-P9 II Усилители: Diamond Audio D6 400.4, D3 400.2 Акустика: CDT Audio HD62,HD-2 Сабвуфер: Diamond Audio D612D2
Источник: журнал "Автозвук", № 06/2008, студия Eclectic Audio, руководитель проекта Виталий Карев
|