Втройне
Байкеры
— особенные люди, это настолько общеизвестно, что и говорить не стоило
бы. Но среди них есть те, кто особенны вдвойне. Или даже втройне...
Это те, кто ездит
на «Голдвингах». Дело даже не в том, что мотоциклы у них — как три
обычных, по массе и даже, как может показаться с перепугу — по
габаритам. У них и за пределами массогабаритных банальностей подход к
жизни формируется особенный, где всего помногу. Помногу в
аудиосистеме на мотоцикле, да будь он трижды «Голдвинг» — это непросто.
Но именно таков был заказ, размещённый в студии, мотоциклетная
специализация которой стала общеизвестной. Задание было таково:
поставить систему с мощным трёхполосным фронтом, тылом и сабвуфером.
Калибр сабвуфера — 12 дюймов, меньше не предлагать. Здесь надо
отметить особую роль тыловой акустики в мотоциклетных системах, слава
богу, у нас была возможность это и заметить, и проанализировать.
Мотоциклетная система работает в условиях открытого пространства,
единственная отражающая поверхность в поле зрения акустики — лобовой
обтекатель (это то, что в автомобилях называется стеклом). В
таких условиях тыл работает не как подзвучка для фронтальной, а как
полновесный и, заметим, важный участник формирования звукового поля.
Нам доводилось слушать (а вам про это читать, если помните), как
отключённая тыловая акустика приводила буквально к схлопыванию
фронтального звука до такого, какой производит переносный музыкальный
центр, а по мере увеличения уровня сигнала, подаваемого на тыл, звук
перед единственным слушателем на глазах (ну, пусть ушах) расцветал и
рос по всем направлениям. Было такое, слышали, знаем... Здесь
хозяин двухколёсного лимузина подчёркивал: для него очень важна
басовая, а едва ли не больше — мидбасовая составляющая звука. Исходя из
этого, систему и стали проектировать. На роль фронтальных басовиков
взяли 6-дюймовые Morel Hybrid Ovation. Головки — очень непростые в
установке, немало народу о них обломало зубы. В машине, в двери объёмом
за 30 л, заставить динамик с добротностью меньше 0,4 дотянуть хотя бы
до 100 Гц нереально, «Гибридная овация» просится в закрытый объём, а в
машине его городить не так много охотников. У мотоцикла дверей нет
(даже у «Голдвинга», не поверите), излишние объёмы здесь вообще никому и нигде не грозят. Зато
в передних боковых обтекателях как раз можно выгородить объёмы,
оптимальные для этих головок. Наши тесты в своё время показали:
наилучшим образом Hybrid Ovation 6 себя ведут в ЗЯ объёмом 4 — 6 л.
Баттервортовская добротность и нижняя граничная частота где-то между 85
и 90 Гц. Такая схема и была реализована в стеклопластике, частота
раздела «фронт — сабвуфер» получилась сама собой. СЧ и ВЧ-излучатели
фронта — купольные CDM 54 и пищалки МТ23 — встали на место штатных
недомерков, каким комплектуется мотоцикл по месту изготовления.
Подключили их через «родной» морелевский трёхполосный кроссовер МХЗ,
оставив при этом незадействованной НЧ-часть, басовики и СЧ/ВЧ-блоки
висят на раздельных каналах усилителя. «Так, — скажет опытный читатель,
— четыре канала уже пристроили, куда всё это будут девать?» Подождите,
то ли ещё будет, здесь ведь всего — втрое... Тыл — самое необычное
звено этой системы. Уж как ни пробовали, получить требуемый
(заказчиком) характер воспроизведения мидбасового «панча» не
получалось. И тогда тыл сделали как будто двухполосным, но состоящим...
из двух пар мидбасовых головок, работающих в частично перекрывающихся
полосах. Одна
пара — это ещё два Hybrid Ovation 6,только помещённых в меньшие объёмы,
литра по два с половиной на брата, и пара Hybrid 5, в объёмах ещё
скромнее. «Пятёрки» работают как среднечастотники,подрезанные снизу на
300 Гц, «шестёрки» играют от 150 Гц. И тот и другой фильтр — на
усилителе, от которого питается тыл. То есть ещё один четырёхканальник,
а мы ведь ещё до сабвуфера не добрались. Сабвуфер, согласно
техзаданию, — «двенашка», закономерно потребовал усилителя отдельного и
нешуточного. Басового моноблока, как у четырёхколёсных (и то не всех).
Так в системе появился уже девятый по счёту канал усиления. На круг —
втрое больше, чем потребовалось бы для реализации минималистской схемы:
два канала на фронт, один — на саб, логика системы пока не нарушена... Где
разместить такое хозяйство и, что немаловажно, как его прокормить? Обе
задачи оказались решены одним и тем же средством, средство это — новые
полнополосные импульсные усилители Alpine серии PDX. Их в «Автодопе»
распробовали основательно и убедились: лучшего средства для мотоциклов
нет. Здесь и минимальные габариты, и минимально возможное (для заданной
мощности) энергопотребление, и почти отсутствующий нагрев. Сразу три
(ну, что мы говорили?) идентичных по размерам блока встали этажеркой в
левом багажном кофре. Насчёт кофров с владельцем договорились: два
занимаем, один — в полном распоряжении водителя. Пентхаусом над
усилителями стал почти таких же размеров чейнджер Alpine. Он и служит
главным источником сигнала в системе. Неглавный — штатный
радиоприёмник. Чтобы со штатного «радио» управлять чейнджером,
воспользовались услугами известной московской конторы ERTA, где берутся
«поженить» любые компоненты, в данном случае там сваяли конвертор,
преобразующий коды «Хонды» в сигналы шины Ai-Net и обратно, что
обеспечило не только управление штатными кнопками, но и вывод
информации на штатный же дисплей. Правый
кофр весь, до последнего кубического сантиметра, отошёл в ведение
сабвуфера. Иное было бы удивительно, 12-дюймовые головки, даже самые
скромные из них, объёма требуют, не могут иначе. Здесь использована
головка Alpine SWR 12, две звуковые катушки которой соединены в
параллель, на 2 Ом, что составляет привычную нагрузку для сабвуферного
моноблока PDX 1.600. Стеклопластиковый корпус сабвуфера, с целью выжать
максимальный объём, формовали непосредственно по внутренности кофра.
Удалось, как потом установили, выжать 23 л, с виду даже не скажешь.
Диффузором сабвуфер смотрит на заднее колесо, от непрошеных посторонних
предметов и веществ его с этой стороны защищает влагостойкая ткань на
стальной сетке, подлежащая, тем не менее, замене по окончании сезона. С
сабвуфером возникла одна заковыка: через кофр происходит доступ к
задним огням, если при строительстве корпуса сабвуфера отступить от
задней стенки кофра, пришлось бы попрощаться минимум с третью
сабвуферного объёма. Решили поступить иначе. Задний фонарь справа
оказался интегрирован в конструкцию сабвуфера таким образом, что
лампочки надо менять изнутри стеклопластикового бокса, в его внешней
стенке для этого сделан герметически закрывающийся лючок. Смело. Смело
и нешаблонно. Не надеясь на штатный генератор, в подпор к питанию
усилителей поставили 5-фарадную гибридную ёмкость Stinger, она
поместилась в том же кофре, где усилители и чейнджер. Опасения были
напрасны, на звук электричества вполне хватает, единственный момент,
когда электрика мотоцикла постанывает — запуск ксенонового света, его
здесь три комплекта. Разумеется... Чтобы
понять, как звучит система, пришлось брать у владельца ускоренный курс
правильной посадки на этом мотоцикле. Дело в том, что не только
восприятие звуковой сцены, но и тембр звучания очень сильно зависят
здесь от посадки. Если сидеть неграмотно и некрасиво, сгорбившись и
согнув руки (как мы по очереди попробовали), голос блюзового вокалиста
(дорожка 12 «АудиоДоктора») теряет телесность, скукоживаясь где-то в
районе дисплея на приборной панели. Стоит гордо откинуться назад (как
положено, когда Goldwing — собственный), голос оживает, отрывается от
пластика и приобретает привычное звучание. Вот по чему в школе
запрещали горбиться: знали, что лучшие из учеников когда-нибудь сядут
на «Голдвинги» с музыкой. Мидбасовая доминанта в системе явно
присутствует, собственно, для того, чтобы она присутствовала, было
сделано всё. При исполнении соло на ударных (трек 11), например,
система явно показывает, что тарелки она не любит, а барабаны — просто
обожает. Другой барабан, турецкий (трек 14) воспринимается телом
сильнее, чем слухом, но уж телом (вернее — его избранными частями)
воспринимается самым несомненным образом. Сцена на этом мотоцикле
получилась неширокой (нам попадались шире), она очень равномерно
распределена между боковыми зеркалами, при этом привязки к акустике
(при правильной, повторим, посадке) совершенно не ощущается. Действительно,
в спектре звучания этой системы мидбас преобладает над всем остальным.
Самая низкочастотная часть АЧХ — готовая иллюстрация к главе учебника
«Передаточная функция салона, и как она работает». Вот так и работает.
Вернее, здесь — не работает в силу отсутствия салона. АЧХ начинает свой
спад именно там, где в машине (четырёхколёсной, с крышей и дверями)
начался бы компрессионный подъём. Что касается того, что лежит выше
зоны мидбасового шабаша, надо заметить: за исключением единственного
огреха на 3 кГц, система, не отягощенная принудительной частотной
коррекцией, ведёт себя самым воспитанным образом.
Тип системы: аудио Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер Источники: OEM, Alpine CHA-S634 Усилители: Alpine PDX 4.100, PDX 1.600 Акустика: Morel Hybrid Ovation 6, Hybrid 5, CDM54, MT23 Сабвуфер: Alpine SWR 12
|