Способ защиты от кражи.
Очень важная характеристика, хотя и не техническая. Вы ведь не хотите, чтобы Вашу магнитолу украли, да еще и изуродовали при этом автомобиль. Для того чтобы этого избежать, производители автомагнитол предлагают следующие варианты:
В зависимости от технических характеристик, автомагнитолы можно условно разделить на четыре класса:
Простейшие автомагнитолы. Это как раз то самое чудо техники азиатского производства, хотя можно найти и отечественные. Их сразу можно узнать по внешнему виду: приемник с аналоговой настройкой, магнитофон с механическими переключателями, дизайн 60-х годов. Не покупайте.
Магнитолы начального уровня. Приемник уже с цифровой настройкой, и есть возможность сохранить в памяти несколько настроек на радиостанции. Как правило, двухканальные (выходная мощность до 20 Вт на канал), хотя попадаются четырехканальные (до 5 Вт на канал). Выпускаются как в несъемном, так и в полностью съемном варианте. Качество тюнера невысокое, такая модель больше подходит для прослушивания музыки на кассетах, если Вы не очень притязательны. Иногда даже есть линейный вход для подключения CD. Стоимость такой магнитолы – до $50. Советую Вам обратить внимание на отечественного производителя. Магнитолы “УРАЛ” вполне способны конкурировать с LG и DAEWOO в этом ценовом диапазоне.
Магнитолы среднего класса. Все регулировки электронные, четырехканальный выход с мощностью до 30 Вт на канал, обычно со съемной передней панелью. Имеют систему шумопонижения, линейный вход на передней панели, которая почти всегда делается съемной. Эксплуатационные удобства представлены во всем спектре (хотя это зависит от конкретной модели). Имеются линейные входы и выходы. Большинство современных моделей позволяют установить “hands-free” комплект для мобильного телефона. В общем – вполне достойный вариант, именно магнитолы среднего класса чаще всего и покупают. Примерная стоимость – от $100 до $200.
Выбор магнитол среднего класса – богатейший. Посоветовать какую-то конкретную модель очень сложно. Дело в том, что, во-первых, одна и та же магнитола может по-разному звучать в двух различных автомобилях, во-вторых, внешний вид (то есть дизайн) тоже имеет значение, и, наконец, в-третьих, цены на магнитолы среднего класса варьируются достаточно широко. Поэтому рекомендации по выбору будут самые общие.
Главное - выбирать среди известных производителей, хорошо себя зарекомендовавших в области производства аудиотехники для автомобилей. Их достаточно много –
SONY, PANASONIC, AIWA, JVC, PIONEER, KENWOOD, GRUNDIG, BLAUPUNKT
Магнитолы - управляющие центры. Выходная мощность до 40 - 45 Вт на канал, способны управлять CD или MD-чейнджером. Разумеется, покупать такую магнитолу имеет смысл одновременно с чейнджером. Качество звука существенно выше, часто имеется встроенный звуковой процессор, система шумоподавления. Стоимость таких устройств – от $250 до $350. Компании, выпускающие качественные автомагнитолы – управляющие центры, те же самые, которые выпускают магнитолы среднего класса.
А мы продолжим описание отдельных компонентов для аудиосистем попроще. Теперь нужно выбрать динамики, которые смогут обеспечить качественный звук. Конечно, в большинстве современных автомобилей динамики должны быть установлены на заводе. И качество заводских динамиков вполне приличное, во всяком случае, для уровня магнитол среднего класса, так что вряд ли есть смысл их заменять. Так что информация о динамиках представлена для тех, в чьей машине динамики не установлены, либо вышли из строя.
Постараемся понять, как правильно выбрать динамики.
Для начала выясним, что означают приведенные на них характеристики:
"Входная чувствительность" - это стандартное звуковое давление (SPL), которое развивает громкоговоритель. Оно измеряется на расстоянии 1 метр при подводимой мощности 1 Ватт на фиксированной частоте (обычно 1 кГц, если в документации на динамик не указано особо).
"Диапазон воспроизводимых частот" указывает частотные границы, в пределах которых отклонение звукового давления не превосходит некоторых пределов, обычно +/-3 дБ.
"Импеданс" - полное электрическое сопротивление динамика, обычно 4 Ом. Некоторые сабвуферы имеют импеданс 8 Ом, ряд динамиков - 10 Ом или 6 Ом (характерно для японских).
"Номинальная электрическая мощность" - постоянная долговременная подводимая мощность. Обозначает ту мощность, которую громкоговоритель может выдержать в течение продолжительного периода времени без повреждения подвеса диффузора, перегрева звуковой катушки и других неприятностей.
"Пиковая электрическая мощность" - максимальная подводимая мощность. Обозначает ту мощность, которую громкоговоритель может выдержать в течение короткого времени без риска повреждения.
Автомобильные динамики стоят дороже домашних с такими же характеристиками, потому что делаются из более качественных и дорогих материалов. Ведь условия эксплуатации в автомобиле значительно хуже, чем в доме – вибрация, широкий температурный диапазон, высокая влажность. Кроме того, акустика автомобильного салона, пусть даже самого роскошного лимузина, все-таки значительно хуже домашней, пусть и малогабаритной квартиры. Нижняя граничная частота в автомобиле значительно выше, чем в квартире, и установив роскошные домашние динамики в салон любимого авто, Вы рискуете получить невнятное басовитое бормотание вместо ожидаемого кристального звука. Так что покупка специализированных автомобильных динамиков вполне оправдана, хотя и придется заплатить чуть дороже.
На что нужно обратить внимание при выборе динамиков? Самое важное – электрическая мощность. Она должна быть не меньше, чем выходная мощность магнитолы, лучше – чуть больше. Иначе будут потери качества звука. Затем обратите внимание на размеры и крепеж динамика. Конечно, всегда можно что-то просверлить, где-то прорезать, но ведь есть штатные крепления, почему бы ими не воспользоваться?
Итак, простейший случай мы рассмотрели: в машину устанавливается магнитола и два или четыре динамика. Можно наслаждаться музыкой. Что можно улучшить?
Самое простое – добавить кроссовер. Кроссовер – это фильтр, пропускающий сигналы в определенном диапазоне частот. Его можно использовать для того, чтобы разделить сигнал в многополосных динамиках, то есть басы будут уходить на самый большой динамик, а верхние частоты – на “пищалку”. Можно использовать кроссовер в качестве фильтра нижних частот, если динамик “не вытягивает”. Кроссоверы бывают пассивные (не требуют питания, устанавливаются между выходом усилителя и динамиками), и активные (устанавливаются между головным устройством и усилителем). Разумеется, активный кроссовер значительно эффективнее пассивного. Но и стоит дороже, и сама аудиосистема, позволяющая установить активный кроссовер, подразумевает наличие отдельного усилителя. И установка активного кроссовера значительно сложнее. Как и любой активный компонент, он вносит свои шумы в аудиосистему. С ними придется бороться в процессе наладки.
Можно добавить эквалайзер. Только не стоит рассчитывать, что его установка решит все проблемы с акустикой в машине. Эквалайзер способен обеспечить тонкую настройку, так сказать, “окончательную доводку” аудиосистемы. Выпускаются они в двух вариантах – системный, который настраивается один раз при установке и убирается в недра Вашего автомобиля, и панельный, который устанавливается в панель и предоставляет Вам возможность постоянно крутить ручки полосовых регуляторов.
Конечно, CD-чейнджер. Если Вы не любите нагловатых ди-джеев и слушаете CD постоянно, то это абсолютно необходимая вещь. Да, конечно, магнитола с CD обойдется дешевле чейнджера, зато Вы потеряете в удобстве. Во-первых, чейнджер потому так и называется, что Вы закладываете в него сразу много дисков, и потом одним движением пальца выбираете ту музыку, которую хотите слушать сейчас. В случае с магнитолой этот диск еще надо найти в машине, заменить, убрать тот, который Вы достали из магнитолы. Все это – на ходу, заметьте. Во-вторых, не надо хранить множество дисков в машине, они компактно и аккуратно уложены в чейнджере. И не привлекают внимание автомобильных воров! Еще раз заметим – чейнджер подходит тем, кто не любит радио. Если обычно Вы слушаете радио (все-таки сейчас есть из чего выбрать) и включаете CD в редких случаях, вряд ли имеет смысл тратить на него деньги.
И, наконец, сабвуфер. Сабвуфер – это устройство для воспроизведения сверхнизких частот, проще говоря – низкочастотная колонка. Его установка позволяет существенно обогатить звучание аудиосистемы. Разумеется, это не предмет первой необходимости, и труда на его установку потребуется немало. Зато какая музыка будет звучать в салоне! Чтобы полностью оценить ее качество, придется, наверное, установить дополнительную шумоизоляцию. Сабвуфер – самая “неподвижная” часть акустической системы, и зачастую самая крупная. Расчет и изготовление акустического оформления такой степени сложности уже достаточно трудоемок, так что если Вы решили, что Вам необходим сабвуфер, имеет смысл ознакомиться с этой проблемой подробно, чтобы не испытать разочарования после его установки.
Остается еще множество мелочей – какие провода и разъемы выбрать, кому доверить установку, как выбрать и правильно поставить антенну и т.д. Но описание этих проблем уже выходит за рамки выбора аудиосистемы для автомобиля.