Если вы твердо намерены добиться самого лучшего звука в автомобиле, вам
не обойтись без сабвуфера. Сабвуфер обеспечивает достижение глубокого,
громкого баса, делая акустическое оформление автомобиля законченным и
безукоризненным.
Многие авторитетные журналы рассказывают о сабвуферах, тестируют
различные модели известных марок, выбирая из них победителя. Но так ли
важно для обычного потребителя, что некий сабвуфер получил высший балл
в результате проведенных тестов? Ведь тестируются в основном модели
таких гигантов, как KENWOOD, PIONEER, SONY, не говоря уж о
производителях Hi-Fi аппаратуры - MTX, JL Audio и др. Они настолько
хороши, что большой разницы в их звучании среднестатистическому уху
просто не ощутить. Так что, если вы не собираетесь участвовать со своим
автомобилем в конкурсах на лучшую автоакустику, то стоимость музыки в
машине не должна превышать 20% от стоимости автомобиля. И как бы не
сопротивлялись ценители хорошего автозвука - точкой отсчета должен быть
именно автомобиль. Вряд ли стоит покупать мощный дорогой сабвуфер,
чтобы озвучить и без того поющие детали салона продукта отечественного.
Поэтому рекомендуется к применению эта стандартная для многих система
расчета стоимости установки аппаратуры: если Вы купили автомобиль за
1500 долларов США, на музыкальное оформление не стоит тратить больше
300 долларов – те самые 20%.
Сабвуферы бывают двух видов: активные и пассивные. -Активные сабвуферы,
в отличие от пассивных, имеют встроенный усилитель. При этом вам
продается некий набор "быстрого приготовления c готовностью к
употреблению", т.е. вам стоит только подключить два контакта от
головного устройства, и система готова к работе. При этом отсутствует
необходимость в согласовании компонентов (головное устройство –
усилитель – сабвуфер). Однако у активных сабвуферов есть свои минусы, а
именно: при их изготовлении применяются более простые и дешевые
компоненты, что неминуемо сказывается на качестве звука.
Pioneer TS-WX205A
К активным сабвуферам относятся такие модели как KENWOOD
KRC-WA82RC, PIONEER TS-WX205A, PANASONIC EAB-12132J, Earthquake ASB 10,
Lanzar HWT-8. - Для подключения пассивного сабвуфера
необходимо выбрать усилитель, дающий при мостовом включении ту же
мощность, которая указывается в паспорте данного сабвуфера как
номинальная.
Теперь о типах и конструктивных особенностях представленных на современном рынке сабвуферов. Выделяют четыре типа сабвуферов:
* cабвуферы закрытого типа, имеющие герметичный корпус (closed); *
сабвуферы фазоинверторного типа (vented), характеризуются наличием
фазоинвертора - щели или трубы, служащей для настройки частотной
характеристики компонента в области низких частот; *
сабвуферы полосового типа (bandpass) – отличаются от вышеперечисленных
тем, что сам динамик убран внутрь корпуса сабвуфера, а звук излучается
через фазоинвертор; * сабвуферы с пассивным радиатором имеют
второй динамик, служащий, по большей части, для понижения общей
резонансной частоты громкоговорителя.
Сабвуферы типа vented более эффективно обеспечивают громкое и
глубокое звучание, чем closed, но и стоят дороже. Третий тип сабвуферов
хорош тем, что помогает обойтись без кроссоверов, выполняя роль
фильтра, пропускающего сигналы с частотами в определенной полосе и
подавляющего всё вне данного диапазона. Но минус у него тот же, что и у
сабвуферов типа vented – усложнение и, как следствие, удорожание
конструкции. Сабвуферы c пассивным радиатором распространены мало и
эффективны только при ювелирной настройке в автомобиле выше среднего
класса.
Громкость всех видов и типов сабвуферов во многом зависит от
положения компонента во внутреннем пространстве автомобиля.
Существующие автомобили по конструкции кузова можно разделить на три
основных типа: * Седаны (к ним относятся вся ВАЗовская "классика", ВАЗ-21099 и Волга 3110). * Хэтчбэки (небольшие двухобъемные автомобили). К этому типу относятся ВАЗ 2108-09, Москвич 2141. * Кузова типа универсал (большие двухобъемные автомобили), например, ВАЗ-2104.
У седана динамик и порт направлены прямо на заднее сиденье, причем
рекомендуется оставлять небольшой зазор величиной до 8 см между
сабвуфером и спинкой заднего сиденья. Во многих автомобилях (ВАЗ
2106-2107) на спинке заднего сиденья есть подлокотник. Идеально было бы
направить сабвуфер динамиком в эту часть сиденья, так как при этом
достигается максимальное проникновение в салон звука без видимого
урезания частотного спектра (эффекта "приглушения и гулкости",
свойственного большим корпусным сабвуферам). У автомобилей с кузовом
хэтчбэк максимальные результаты по звуковому давлению достигаются при
направлении динамика сабвуфера и порта фазоинвертора в сторону
багажника или вверх. В результате достигается необходимое отражение
звука, при котором звук проходит не через заднюю спинку сиденья, а
через верхнюю полку. В третьем случае (с кузовом универсал) сабвуфер направляется динамиком и фазоинвертором назад.
Отдельно стоит отметить компактные сабвуферы. Они интересны тем,
что вносят минимальные изменения в интерьер автомобиля, располагаясь
чаще всего в скрытых от постороннего взгляда местах, что в современной
России очень актуально в связи с процветающими кражами
автоаудиоаппаратуры. Небольшие модели сабвуферов можно без особого
труда разместить под передними сиденьями или в полости торпеды над
нишей для ног переднего пассажира. Сторонников и любителей у этого
отдельного типа сабвуферов множество. Их привлекают многочисленные
плюсы, а именно: простота установки, незаметность, относительная
дешевизна, маленькие габариты, позволяющие экономить полезный объем
багажники и др. Но стоит отметить и характерный для компактных
сабвуферов минус - применение динамика меньшего диаметра (12 -13 см),
чем в стандартных сабвуферах. Чтобы достигнуть необходимую "низость"
частот динамика, не увеличивая его размеры, конструкторы применяют
разнообразные технические разработки: новые формы корпуса, наполнение
внутреннего объема минеральной ватой, компрессионный режим работы
динамика и т.п. И все же компактный сабвуфер играет не слишком громко.
Именно поэтому не стоит ставить его в задней части автомобиля - вы его
просто не услышите.
PIONEER TS-WX50
Среди компактных сабвуферов наибольшей популярностью пользуются
PANASONIC EAB-1213J, Blaupunkt CMS-265, PIONEER TS-WX50, RCF BL 130. Стоит отдельно остановиться на оригинальных по конструкции
сабвуферах, таких как указанный выше компактный сабвуфер PIONEER
TS-WX50. Он предназначен для установки в запасное колесо автомобиля. И
хотя задумка сама по себе весьма оригинальная, но реального применения
ей найти трудно. Дело в том, что на типичных хэтчбэках и седанах, когда
запасное колесо находится в специальной нише под толстым ковриком, его
будет просто не слышно, а в седанах типа ВАЗ-2106-07 звук не сможет
дойти от вертикально расположенного колеса - опять же не хватит
мощности. Да и эксплуатация такого сабфувера создает достаточно много
трудностей.
В заключение стоит отметить, что ваш выбор сабвуфера будет напрямую
зависеть от того, чем вы хотите пожертвовать - деньгами, временем или
внутренним пространством вашего автомобиля. Можно поступить иначе -
обратиться к профессиональным установщикам автоаудиоаппаратуры, и они
по вашему заказу сделают не только индивидуальный сабвуфер, но и
идеально-гармоничную музыкальную систему в вашем автомобиле. Все опять
же зависит от суммы, которую вы готовы потратить...