Сабвуферы часто остаются за пределами внимания тех, кто не считает себя
такими уж энтузиастами car audio. И совершенно напрасно! В отличие от
домашних музыкальных систем, в машине этот компонент совершенно
необходим, об этом мы уже писали неоднократно. Может быть, расходы
смущают?
Сама НЧ-головка стоит сравнительно недорого, а что касается
установки, то все зависит от того, какой вариант вы выберете. Чтобы
упростить решение этого вопроса, предлагаем ознакомиться с наиболее
популярными вариантами, используемыми на практике. Профессионалы врядли
узнают тут что-то новенькое, но для делающих первые шаги в car audio
информация должна быть интересна.
На этот раз речь пойдет об автомобилях с кузовами типа „седан”.
САБВУФЕР В ЗАДНЕЙ ПОЛКЕ
В заднюю полку можно устанавливать сабвуферы с различными
вариантами акустического оформления. Самое простое и недорогое, но
очень популярное именно для седанов — использование типа „free air”,
т.е. без корпуса. Строго говоря, роль корпуса большого обьема
(бесконечного акустического экрана) выполняет сам багажник. Грамотно
проведенная инсталляция free-air-сабвуфера обещает высокое качество
звука, а размеры задней полки позволяют при желании разместить там
сразу несколько НЧ-головок. К тому же близко расположенная к
НЧ-излучателю поверхность заднего стекла позволяет „бесплатно” выиграть
в звуковом давлении. Выбор сабвуфера ограничен теми моделями, которые
по своим параметрам соответствуют данному типу оформления. Как и в
любом случае, обязательно требуется упрочнение задней полки и ряд мер
по шумоизоляции, а общий объем работ определяется тем, насколько
трепетно вы относитесь к качеству звучания.
Ничто не мешает вывести на заднюю полку головку и порты
фазоинвертора корпусного сабвуфера. Недостаток в том, что корпус
„сьедает” часть полезного обьема багажника, зато выбор НЧ-головок для
корпусного исполнения гораздо шире, к тому же, варьируя тип и объем
корпуса, можно получить такой характер и уровень баса, какой требуется.
САБВУФЕР ЗА ЗАДНИМ СИДЕНЬЕМ
Очень распространенный способ установки — за задним сиденьем. В
отличие от джипов, универсалов или хэтчбеков, для седана очень
рекомендуется излучение НЧ-головки в салон, по ходу движения.
НЧ-головка обычно находится прямо за отверстием для откидного
подлокотника, хотя иногда встречается и вариант установки за сплошной
спинкой сиденья. Для данных целей подходят как корпусные модели
сабвуферов, так и free air, но последний вариант используется реже. При
корпусном исполнении преимущество имеют закрытые модели, так как порт
фазоинвертора усложняет задачу—ему желательно быть направленным туда
же, куда излучает и НЧ-головка.
Тех, кому приходится перевозить длинномерные предметы, такой
вариант может не устроить ввиду того, что теряется возможность
складывать заднее сиденье и пользоваться люком для подлокотника.
САБВУФЕР В БОКОВОЙ СТЕНКЕ БАГАЖНИКА
Этот способ заключается в установке НЧ-головки в боковых стенках
багажника. Можно просто разместить корпус сабвуфера сбоку, с излучением
НЧ-головки перпендикулярно направлению движения автомобиля, или
изготовить так называемый „анатомический” корпус, наилучшим образом
соответствующий конфигурации багажного отделения и дающий отличную
эстетическую интеграцию— все зависит от бюджета инсталляции.
При этом объем багажника не сильно пострадает. Непосредственно бас
попадает в салон либо через естественные отверстия (щели между
багажником и салоном, отверстие для подлокотника), либо через
специальное „акустическое просветление”. По отдаче и чистоте в басовом
регистре этот вариант уступает вышеописанным, тем не менее довольно
популярен.
САБВУФЕР В ПЕРЕДНИХ ДВЕРЯХ
Желающие одним махом решить все вопросы с фронтальным басом
(другими словами, избежать эффекта, когда бас локализован сзади), могут
расположить сабвуферы в передних дверях. Конечно, для этой цели
подходят далеко не любые НЧ-головки, а только имеющие специальную
плоскую конструкцию, основа которой чаще всего — неодимовый магнит. В
последнее время таких НЧ-головок появилось очень много у самых разных
производителей. В любом случае, серьезной переделки двери не избежать,
однако повышенные расходы на инсталляцию (или „человеко-часы” для тех,
кто предпочитает делать все своими руками) с лихвой вознаграждаются
качеством звучания.
ЭКЗОТИЧНЫЕ УСТАНОВКИ
Есть умельцы, которые умудряются установить сабвуферы в совершенно
необычных местах салона автомобиля. Например, в центральной консоли или
на приборной панели под лобовым стеклом. Нередко можно встретить
установку сабвуфера под передними сиденьями. Результат в качестве
звучания, как правило, впечатляющий, а обьемы проделанной работы
вызывают восхищение. К экзотике можно отнести и корпусные сабвуферы,
оптимизированные для установки в нишу для запасного колеса.