Чему быть...
С чего всё
началось? По существу — с правонарушения. Когда-то у меня был «Москвич»
2141», и в нем — простенькая аудиосистема типа
«магнитола-четыре-динамика»...
Нет, не с этого.
Это — неправильно, но до сих пор считается законным. С другого
правонарушения, и не моего. Однажды какой-то нехороший человек стащил
эту самую магнитолу, и в машине сразу стало тихо (в смысле без музыки)
и грустно (в прямом смысле). Чтобы ехать было веселее, я иногда
подбадривал себя пением любимых песен. Это продолжалось недолго,
видимо, я такой бесподобный вокалист, что Эльвира, моя жена, не
выдержала испытания и потребовала вернуть «радио» обратно. Кстати, если
у кого-нибудь финансирование любимого увлечения встречает протесты в
семье, попробуйте такой метод... У меня, к счастью, проблем такого
рода не возникло. В студии мне установили новый CD-ресивер, усилитель,
акустические системы и сабвуфер. Качество установки меня, мягко говоря,
не впечатлило, но разница с прошлым вариантом была настолько
разительной, что я уверовал: это — настоящее хорошее звучание в
автомобиле. Именно тогда я «заболел» автозвуком и вскоре понял, что до
хорошего ещё далеко. Когда
пробег «Москвича» достиг внушительных 260 тыс. км, я решил поменять
машину и по случаю приобрел Audi 80 Avant изумрудно-зеленого цвета.
Сразу решил, что установлю в него хорошую аудиосистему, но в этот раз —
самостоятельно. По совету знакомого специалиста я приобрел (у него же)
мидбасы и твитеры Dynaudio MW 170 и MD 100, среднечастотные динамики
DLS Iridium 3 и сабвуфер JL Audio 12W6. В дополнение к этой акустике
тот же знакомый посоветовал усилители Zapco и PPI, но я почему-то
засомневался. Вооружившись журналами и просидев в Интернете более ста
часов, я выбрал два четырехканальных усилителя Audison VRx 4.300 и
моноблочный Audison VRx 1.500. Выбирая головное устройство, остановился
на Alpine CDA-7998R с внешним процессором Alpine РХА-Н700. Комплект
собран, дело за малым — найти время все это установить. Начал с
шумоизоляции, которую делал летними вечерами и в выходные дни. Огромное
спасибо жене, поскольку все это время она помогала мне и поддерживала
морально. Или это чтобы я больше не пел? Нет, наверняка дело не в
этом... После полной «укатки» автомобиля шумоизоляцией занялся
динамиками. Мидбас Dynaudio MW 170 решено было поставить в двери на
подиумы, направление — на ручку КПП. С дверями пришлось повозиться: все
технологические отверстия, кроме сливных, максимально закрыты. На
наружные панели для уменьшения общего объема в несколько слоев наклеен
сплэн суммарной толщиной 4 см. Динамик крепится к подиуму, а тот, в
свою очередь, непосредственно к двери через жесткий адаптер. Серединки
были установлены в штатные места на торпедо автомобиля, твитеры — в
подиумы на стойки. (Впоследствии в процессе настройки выяснилось, что
СЧ-динамики нужно выносить ближе к слушателю из-за определенной
«рупорной» окраски звучания). После
этого настала очередь установки усилителей и сабвуфера. Покупая машину,
«универсал» я выбрал далеко не случайно, и требовалось полностью
сохранить функциональность багажника. Сабвуфер было решено установить в
крыло, а для усилителей сделать на полу закрытый бокс с принудительным
охлаждением. После измерения параметров Тиля — Смола и АЧХ салона
комплексом Audiocontrol был изготовлен оптимальный именно для этого
динамика корпус объемом 31,4 л. Тыловые стенки выклеены из стеклоткани
по матрице из пены. В полученную «скорлупу» вклеены ребра жесткости,
передняя стенка корпуса сделана из МДФ и имеет суммарную толщину 54 мм.
Для гашения вибраций корпуса части из стеклоткани проклеены
5-миллиметровым слоем виброизоляции. Следующий
этап — «пасьянс», который надо было «разложить» в ограниченном
пространстве багажника, из трех усилителей, процессора, двух
конденсаторов и дистибьюторов питания. При этом стояла задача
«развести» друг от друга силовые, акустические и межблочные кабели для
предотвращения взаимных наводок. После двухдневного макетирования было
найдено идеальное расположение компонентов, и я взялся за дело. Готовый
ящик-бокс поднимается на автомобильных газомасляных стойках и открывает
доступ к запасному колесу. Сам бокс закрывается крышкой, охлаждение
обеспечивают 11 вентиляторов. Головное устройство поставил штат-но,
блок управления процессором установлен вместо пепельницы с помощью
специальной переходной рамки. Весной 2005 года первый вариант
инсталляции был завершен, и вот что получилось: к первому
четырехканальному VRx 4.300.2 подключены твитеры Dynaudio MD 100 и
мидрейнджи DLS Iridium 3, ко второму двумя мостами мидбасы Dynaudio MW
170, моноблок VRx 1.500 работает в паре с сабом JL Audio 12W6.
Акустические кабели — плетеные DLS SCK, межблочные — DLS Ultimate
Silver с цанговыми разъемами. Абсолютно всеми звуковыми настройками
(регулировкой громкости, кроссовером, временными задержками, частотной
коррекцией) управляет процессор Alpine РХА-Н700, головное устройство
Alpine CDA-7998R используется как CD-транспорт и соединяется с
процессором через оптический кабель Tos-Link. После двухнедельной
настройки результат получился неплохой. Единственное, что не совсем
устраивало — мидбас. С ним ещё хотелось поработать. Друзья,
послушав систему, посоветовали мне принять участие в автозвуковых
соревнованиях. На первом же этапе соревнований FSQ21 мая 2005 в Перми я
завоевал два кубка — за второе место по SQ в классе «более 1000 Вт» и
третье место по SPL в классе «Бас 1». Согласитесь, что 143,2 дБ — очень
неплохой результат для «музыкального» саба в закрытом ящике. Через три
недели предстояло ехать в Уфу на этап EMMA, и все это время я занимался
мидбасами. Сначала изготовил для них панели акустического
сопротивления, потом закрытые ящики объемом по 17,5 л. Когда понял,
насколько трудно будет разместить в двери такие короба, решил
попробовать что-нибудь другое. В результате нескольких прослушиваний
мне понравились мидбасы Focal Utopia 7W2. В течение недели я переделал
под них подиумы и поехал в Уфу, где мои старания оценили кубком за
первое место в классе «Rookie Unlimited» и призом за «Лучший звук».
Остановиться после этого было уже невозможно. Следующая стадия
развития системы началась с замены твитеров. Dynaudio MD 100 один за
другим приказали долго жить, как оказалось — заводской брак. Решил
больше не ставить Dynaudio, хотелось чего-то другого. Вновь начались
поиски. Как говорится, чему быть, того не миновать — в конце концов в
мои руки попали твитеры Focal Utopia Beryllium ТВе. Чем больше я их
слушал, тем больше понимал, что это именно то, что мне нужно. После
ряда сравнительных
прослушиваний выбрал для них место — на стойках лобового стекла, по
высоте на уровне козырька панели приборов, с небольшим доворотом вверх
и с направлением на дальнего слушателя. После инсталляции выяснилось,
что мидрейнджи DLS Iridium 3 стали как-то «выпадать» из общей картины
звучания. Тут уж я без лишних сомнений купил «серединки» Focal Utopia
3W2 и попал в точку. Сейчас они установлены в закрытых корпусах объемом
около 1 л, смонтированных за штатными местами в торпедо. Очень много
времени заняли эксперименты с ориентацией этих динамиков, поскольку
изначально хотелось добиться хорошего звучания с минимальным
использованием эквалайзера. При установке почти вровень с верхней
панелью из-за большого угла наклона лобового стекла возникали резонансы
в голосовом диапазоне. Установка «в лоб» давала хорошую фокусировку, но
глубина сцены была недостаточна. «Мешал» козырек панели приборов, левый
край звуковой сцены никак не хотел выходить за левую стойку. В итоге к
началу соревновательного сезона 2007 года «серединки» заняли свои места
на подиумах с небольшим доворотом в салон. Изменилась схема подключения
четырехканальных VRx 4.300. В каждый из них установлены опционные
модули увеличения тока покоя (АСВ-1), и к соответствующим каналам
подключены твитеры и ми-дрейнджи. Также опытным путем выяснилось, что
мидбасы лучше звучат не в мостовом подключении. Опять же после
сравнительных прослушиваний и слепых тестов межблочные кабели заменил
опытными «Чернов Аудио Reference», акустические — «Чернов Аудио
Originab. На Финале IASCA 2007 18 августа в Москве я занял второе место в классе «Рго Street». За
эти два года я познакомился с интересными людьми, приобрел много друзей
и единомышленников, также «больных» автозвуком. А история этого
автомобиля продолжается. К следующему сезону готовится новая
симметричная панель приборов с интегрированными микросабами Focal 13
WS, продолжаются эксперименты с размещением среднечастотных динамиков.
Однако левый край сцены пока не хочет выходить за стойку. Но, как
говорится, чему быть, того не миновать...
Тип системы: аудио Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер Источник: Alpine CDA-7998R Процессор: Alpine РХА-Н700 Усилители: Audison VRx 4.300, VRx 1.500 Акустика: Focal Utopia 7W2, 3W2, TBe Сабвуфер: JL Audio 12W6
Источник: журнал "Автозвук", № 10/2007, текст Cергей Сивков (a.k.a. Audi 80), г.Пермь
|