ВОЗРАСТ НАДЕЖД
Вам семнадцать лет было когда-нибудь? Как «нет»? А тогда что вы здесь делаете, юноша, права с восемнадцати дают...
Ах,пошутил...
значит, всё-таки было. Действительно, возраст надежд и глупостей, потом
и то и другое потеряет остроту, но это — у человека. У машин счёт иной.
Машины бывают новые, не очень, старые и очень старые. Да, еще
раритетные. Но это особая порода, и к ним особое отношение. Наш герой —
простой советский ветеран. Начал трудовую деятельность, покинув
конвейер ВАЗ в 1990 году, значит — при Великом и Могучем. Вроде бы —
целая эпоха прошла, но рассуждения о возрасте автомобиля не лишены
условности (впрочем, о возрасте людей — тоже, Кончаловского видали?).
Для японца, допустим, пятилетняя машина уже очень старая, а у нас
всего-навсего «не очень новая», а то и «почти новая». А сколько еще
братьев-славян «донашивают» продукты советского автопрома, которые
будут постарше этой «девятки»? Много. А братьев, но не славян — ещё
больше. Так что действительно — просто ветеран. Но выкатил он из
установочной студии помолодевшим и похорошевшим почище любого
Кончаловского. И вот рецепт оздоровительных процедур. Юрий,
владелец автомобиля, не просто заказчик, а партнер Руслана. И он лучше
кого бы то ни было представлял себе, что хотел бы сделать со своей
машиной. И хоть она рассчитана на повседневную эксплуатацию, делалась в
первую очередь как соревновательная. Побеждать как в SQ, так и в SPL —
такая задача ставилась с самого начала проекта. И теперь даже при
повседневной езде Юрий не меняет настроек аудиосистемы,
соревновательные установки стали привычными. Процедуру омоложения
начали с салона, его оформление призвано продолжить тему качественного
и красивого звука, поставленного в автомобиле. Ведь он должен
привлекать к себе внимание, быть интересным для зрителей. А звук — один
из способов привлекать людей к соревновательному движению. На Украине
это еще сравнительно молодая отрасль, но она быстро развивается. Студия
Music Box уже несколько лет занимается своим ремеслом. В известной
альтернативе, с которой сталкиваются все, вступающие в саг audio бизнес
— торговать или устанавливать, Руслан с партнерами довольно быстро
пошли по второму направлению, и машина Юрия должна была (кроме всего
прочего) служить и постоянно действующим образцом работ студии.
Оформление салона — совместный проект владельца и установщиков.
Примерно на 60% его дизайн сделали специалисты, которые перешивали
салон. Руслан предлагал кое-какие детали со своим видением, как это
должно выглядеть. Красно-черная
цветовая гамма оформления салона пришла от логотипа Polk МОМО.
Мало-помалу в салоне не осталось заводских цветов, да их и не
стремились сохранить. Штатный дизайн меняли, исходя из физических
возможностей студии, при этом стремились максимально убрать заводские
издержки «зубила». В первую очередь изменения коснулись панели
приборов, поскольку эта часть интерьера ближе всего связана с качеством
звучания, во многом определяя характеристики звуковой сцены. Салон
обтянули хорошим, качественным винилом, сиденья — велюром, из
соображений практичности. Руль затянули в кожу, уж здесь она как нигде
на своём месте. Машину начали готовить с покраски. Цвет ее изменили
радикально. Теперь это кузов-«хамелеон», который играет на солнце.
Подготовку автомобиля сделали на совесть, виброшумоизоляция выполнена в
три (а местами и в четыре) слоя. Особенно передние двери, которые в
результате получились «бетонными». Использовали материал STP, который
нанесли на потолок, пол, под сиденьями, в отсеке багажника. Установка
двух 12-дюймовых сабвуферов была оговорена с самого начала, а это
настолько серьёзный возбудитель вибраций, что работы по шумоизоляции и
демпфированию можно было выполнять либо тщательно, либо вообще не
браться. Проклеили и проводку, чтобы она не вызывала дребезга. Стянули
ее хомутами. Торпедо
после перетяжки винилом особенно изолировать уже не требовалось, явных
призвуков от него не заметили. Не делали и дополнительных мест
крепления, просто максимально усилили штатные, установив вместо
пластмассовых металлические. В качестве головного устройства выбрали
CD-ресивер Pioneer DEH-88RS. Очень понравилось соотношение
качество/цена, не зря этот CD-ресивер был признан лучшим в Европе в
2006 году, и есть за что: встроенный процессор, фильтры, 16-полосный
эквалайзер, словом — всё необходимое для построения хорошей
аудиосистемы. Установили новую «голову» на место штатной. Для этого не
пришлось делать особых переделок, так как в ВАЗ-2109 достаточно
качественно сделана заводская монтажная «шахта». Принято считать,
что настоящий шик, свидетельство мастерства и профессионализма
инсталлятора — установка беспроцессорного головного устройства, и
Руслан абсолютно с этим согласен. По его мнению, при этом построение
звуковой сцены получается более «природным». Но в таком варианте свои
нюансы. В частности, фактор времени. Не всегда есть время, чтобы
выслушать все особенности звучания системы и выстроить звуковую сцену
без процессора. Он просто облегчает жизнь. А если это спортивный
автомобиль, то DSP позволяет быстро справиться, при необходимости, с
перенастройкой системы. Ведь в соревнованиях по SPL, например, можно
изменить фазу и получить более высокое давление в точке, где это
требуется. А так как эту машину планировалось использовать не только
для состязаний по SPL, но и по SQ, то в нее просто просился продвинутый
трехполосный фронт с основательной поддержкой среднечастотного
регистра. Его выполнили по поканальной схеме. Впрочем, вначале это
был простой двухканальный фронт. Но примерно через три месяца
эксплуатации стало ясно: такого звука в машине явно недостаточно. Не
хватало «серединки», она была «неоткрытая». И чтобы обеспечить
стабильную, высокую сцену, перешли к трехполосному фронту. Система
получилась, по существу, монобрэндовая. Кроме головного устройства и
купольных СЧ-головок все компоненты от Polk Audio. Для установки
мидбасов компонентной акустики Polk Audio ММС5250 пришлось вмешаться в
конструкцию дверей. Сделали алюминиевое основание под динамик,
дополнительным кольцом усилив отверстие под него, чтобы креплению
головки придать большую жесткость. Пришлось также изменить установку
подъемника, так как он мешал монтажу НЧ-динамика в том месте, которое
определили инсталляторы. Подиумы выполнили по «текстильной» технологии
— полиэфир с доводкой шпатлевкой. Мидбас — чисто фриэйрная головка,
поэтому выделять под него объем и делать какой-то корпус не пришлось.
Мидрейнджи Morel CDM 54 можно было установить на торпедо или в передние
стойки. При прослушивании мастера убедились, что им больше нравится
вариант их размещения в стойках, где организовали небольшие объемы,
чтобы не мешать работе панели акустического сопротивления на задней
стенке головки. Корпус для СЧ-динамика объемом примерно 150 мл выклеили
из стеклоткани. Обшивку стоек дополнительно зафиксировали са-морезами. Перед
установкой мидрейнджей и твитеров с помощью навесного монтажа выбрали
направления излучения. На это потребовалось примерно четыре дня
экспериментов и прослушиваний. Твитеры работают на полуотражении от
лобового стекла (вдоль его плоскости) на уровне глаз слушателей. В
системе два усилителя: четырёхканальный Polk Audio С400.4 и моноблок
Polk Audio С500.1. Деловые партнёры последнего — два сабвуфера Polk
Audio ММ2124 — составляют весьма серьезное басовое звено. Это отвечает
и личным вкусам Юрия, и одной из спортивных специализаций машины.
Впрочем, акустическое оформление сабвуферов выбирали скорее по принципу
качества, нежели количества баса. Это — закрытый ящик объемом примерно
25 л на каждую головку. Корпус полностью выполнен из многослойной
фанеры по технологии «полу-стеле» (часть — в крыло, часть — в
багажник). Передняя стенка корпуса толщиной 30, остальные — 24 мм.
Внутри ящика — ребра жесткости, детали корпуса расположены под разными
углами, нет плоскостей большой площади, которые могли бы
деформироваться, в общем, сделано всё для получения максимальной
структурной жёсткости. Самая большая поверхность — передняя панель, но
она связана с задней стенкой распоркой. При выборе объёма
акустического оформления не очень полагались на рекомендации
производителя. Рассчитывали больше на результаты тестирования головок и
уточнили объем по результатам прослушиваний. Ящики внутри обработали
материалом STP, проклеили поролоном и уложили синтепон, чтобы уменьшить
эффект бубнения. Оба корпуса закреплены в машине без саморезов,
«враспор». Пол, задняя полка, даже полка под номер распирают два ящика
так, что они оказываются зафиксированы в багажнике со всей
однозначностью. Усилитель Polk Audio С400.4 работает на фронтальные
мидбасы и твитеры. Среднечастотные динамики в нынешней редакции системы
запитаны от усилителя головного устройства, это своего рода наследие
первого, двухполосного варианта. Но это временное решение, вскоре в
систему будет введен еще один усилитель, специально для мидрейнджей.
При выборе усилителей руководствовались собственными впечатлениями, а
они говорили: усилители Polk МОМО обеспечивают четкий, быстрый,
напористый звук. Юрий не поклонник тяжелой музыки, ей он
предпочитает электронную и этническую, из «вечнозелёных» исполнителей
склоняется к таким, как Джо Кокер или Марк Нопфлер. Музыкальные
предпочтения Руслана, разумеется, тоже повлияли на конечный результат,
ведь система настраивалась на слух, без какой-либо измерительной
аппаратуры. А Руслан тоже любит инструментальную музыку. Электронную
«кислоту» слушает только для того, чтобы развивать себя и быть в курсе
того, что предпочитает молодежь. Возраст надежд, знаете ли... Ну что
ж, послушаем, что нам споёт наш ветеран. Звуковая сцена воспринимается
довольно высоко расположенной и хорошо эшелонирована. Ей немного не
хватает ширины, зато по глубине она дотягивается до середины капота.
Локализация инструментов хорошая. По высоте сцена не очень задрана
вверх, а выстроена, скорее, вровень с верхней кромкой торпедо. Бас в
системе явно удался, он плотный и быстрый, вполне убедительный. Хотя
фронтальная акустика, возможно, несколько не дорабатывает для
правильного сопряжения с сабвуфером — он не лишён признаков
локализации. Впрочем, по фактуре музыкального материала к мидбасам
претензий нет. Щелчки, удары по барабану они передают чётко, с хорошим
рельефом. Хорош и средний регистр, а внешний усилитель сделает его,
конечно, еще лучше. Высокие ни в чем плохом не замечены, звучание
хорошо сбалансировано во всём ВЧ-диапазоне.
Тип системы: аудио Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер Источник: Pioneer DEH-88RS Усилители: Polk Audio С400.4, Polk Audio C500.1 Акустика: Polk Audio MMC5250, Morel CDM 54 Сабвуфер: Polk Audio MM2124
Источник: журнал "Автозвук", № 10/2007, студия: MUSIC BOX, г.Винница, руководители проекта: Руслан Бурко, Юрий Малинич
|