"Короля играет свита" - это как его, трюизм, что ли? В общем, то,
что повторяли столько раз, что замусолили окончательно, в ходе процесса
забыв первоначальный смысл высказывания.
Вы уже видите: обычное с виду головное устройство, даже если станет
известно, что транспорт рассчитан не на CD, а на DVD, оживления в зале
не вызовет - этого типа "голов" теперь тоже навалом. Что в 9861 такого
уж королевского? Так ведь и обычный король, когда один и в
партикулярном платье (хоть бы и дорогом, с Savile Row или там с Via
Condotti), свои августейшие функции ничем не выдаёт. Мало хорошо
сшитого пиджака, нужна свита. Трюизм, знаете ли...
Пока свита не подоспела, рассмотрим хорошо одетого джентльмена
повнимательнее. Alpine DVA-9861Ri на сегодня - единственное головное
устройство обычной архитектуры, способное работать с дисками DVD-Audio
- одним из двух поистине королевских форматов записанного звука.
Обычная архитектура означает "голову" формата DIN с усилителями и без
монитора. По первому признаку не проходит известный всем (хотя бы
понаслышке) F#1 Status DVI-9900R, но он по некоторым другим признакам
тянет не меньше, чем на императора. По второму - знакомый, по меньшей
мере нашим читателям, мультимедийный IVA-D100R. У других грандов car
audio любовь к королевскому аудиоформату, насколько мне известно, не
состоялась. Или уже состоялась, но пока не вышла из стадии ухаживания,
а от столь чистой любви детей не бывает.
Тут бы порассуждать о путях развития car audio в частности, и audio,
как такового, вообще. Можно даже достать из потраченных молью запасов
риторический вопрос: "Доколе?" (а риторические вопросы, как известно,
ответа и не требуют, и не прощают). Но - не будем. Просто констатируем,
что ущербные по качеству звучания форматы (и прежде всего WMA) в car
audio пользуются куда большей популярностью, чем DVD-A и Super Audio
CD. Кстати, без упоминания SA-CD (второго аудиоформата голубой крови) в
данном контексте никак не обойтись. В странах с развитым
потребительским вкусом он намного популярнее, чем DVD-A, но - для дома.
Отчасти дело здесь в том, что SA-CD вышел в лидеры благодаря усилиям
Sony (в первую очередь) и Sony Entertainment (во вторую), а Sony в car
audio в наши дни ведёт себя не так чтобы очень буйно, не то что раньше.
Эти два формата, по сути, единственные, которые дают почувствовать
"аналог" в "цифре". Но, опять же, никто (из неангажированных
источников) толком не определил, чем один формат лучше или хуже
другого, так что, может быть, одного нам хватит? Тем более что, как
сказано, у нас и выбора почти нет. ("Почти" - это такая интеллигентская
уступка, если очень захотеть или хорошо заплатить, можно и домашний
SA-CD поставить в машину.) Проблема лишь одна: для того, чтобы
преимущества DVD-A проявились "в полный рост", качество звуковой
системы в автомобиле (и не в автомобиле тоже, но об этом аспекте мы
умолчим) должно быть не просто высоким, а выдающимся. Нужна свита,
настоящая, профессиональная, со своими родословными. Свита, одним
словом, а не массовка. Однако мы увлеклись... Что вы хотели узнать про
его величество?..
На каких языках предпочитает разговаривать? Особ королевской крови
языкам учат в детстве, и хорошо учат. Так, например, как и его
двухдиновый родственник, IVA-W200Ri, этот аппарат умеет разговаривать с
любимым всеми пажом на понятном языке, в то время как другим нужен
переводчик. Имеется в виду возможность подключения плеера i-Pod без
дополнительного адаптера (теперь мы с вами уже знаем, что означает
маленькая буквочка "i" в обозначении модели). Всё, что требуется для
подключения - соединительный кабель, который входит в комплект, так что
это вообще не вопрос. Скорость обмена данными с самым народным детищем
Apple Computer максимальная. Такое же гнездо, только другого цвета,
предназначено для "родного" дисплея автомобиля. Так что, включая
Ai-NET, здесь целых три шинных соединителя. Плюс гнездо для адаптера
связи со штатным управлением аудиосистемой на руле или под ним, у кого
как. Дальше - проще. Три пары линейных выходов. Для организации
многоканального звука понадобится внешний декодер, подключенный к
оптическому цифровому выходу (TosLink). Конечно, есть выход видео. Ещё
- провод последовательного интерфейса управления монитором - полезно
помнить, что техника Alpine заточена в первую очередь на системные
решения.
К достоинствам пульта ДУ относится его компактность. Но недостатки,
как водится, являются продолжением достоинств - кнопки пульта мелкие, а
некоторые (переключение треков и папок) - совсем мелкие. Входов AV нет,
но их можно организовать через Ai-NET, для видео потребуется
соответствующий адаптер, это, впрочем, уже не свита, это прислуга.
На лицевой панели меньше других понравились две кнопки. Одна из них
(TA) в российских условиях острого прикладного значения не имеет, но
вторая (Mode) во многих операциях является аналогом Enter или Select, и
ей просто положено быть более дружественной. Как водится, можно с сайта
производителя скачать фоновые изображения и загрузить их в память
аппарата. Для подсветки кнопок предусмотрен выбор из четырёх цветов:
голубой, зелёный, янтарный, красный. Диммер автоматический (по
включению габаритов) или ручной. Яркость дисплея и цветных кнопок в
вечернем режиме показалась немного избыточной. Звуком управляет
"полупараметрик" с центральными частотами 60/80/100/120 Гц и
7,5/10/12,5/15 кГц, для регулятора НЧ можно выбрать из четырёх значений
добротности. Алгоритм установки центральных частот и добротности
довольно необычен и осваивается не сразу. Есть возможность отключения
усилителей.
Два раздельных банка пресетов предусмотрены для диапазона длинных и
средних волн. Существует даже два способа ручной настройки по частотам:
либо, как обычно, кнопками поиска, либо вращением энкодера. Функции RDS
стандартные - поиск по 29 типам программ, ожидание News, синхронизация
часов.
При работе с CD читается CD-текст, естественно, воспроизведётся и
DVD-текст (есть и такой, об этом многие забывают), если диск не сильно
левый. В аппарате реализованы все привычные в нашей отрасли сервисные
функции. Дополнительных режимов два, кроме сканирования, но оно и не
очень нужно. Удобен поиск по трекам с помощью энкодера. Быстрый режим
организован по алгоритму, принятому у CD-ресиверов, но после "разгона"
скорость перемотки становится очень высокой, с шагом 15 с, так что
нужную точку на фонограмме найти трудно. При работе со сжатыми
форматами на дисплей выводятся не только тэги, но и битрейт (что,
впрочем, всегда отличало "головы" Alpine) и даже частота дискретизации.
Интонации мужского вокала на CD тщательно проработаны и передаются
легко. Нижние нотки подобраны, верхние довольно корректны. Правда,
создаётся ощущение торопливости. Женские голоса звучат спокойнее, хотя
некая жёсткость всё же присутствует, но и музыкальности тоже в
достатке. Великолепно разделены инструменты, скрипки конкретны и
понятны. У басов излишняя "прыгучесть", как у Тигры, приятеля Винни
Пуха. У сакса никаких посторонних призвуков, он деликатен где надо, а
где надо - напорист. Правда, показалось, что ноты обрываются иной раз
слишком рано.
Задник в mp3 чуть поджат, но фоновый верх относительно естественен
по окраске, хотя и не совсем оформлен по атаке. Атака громкого верха
тоже не вполне оформлена. Рояль бесплотен: удар молоточка есть, а
содержание теряется. Первый-второй планы сжаты. Бас проработан неплохо
- рельеф в порядке, но атака осторожная. Ударная атака
переакцентирована. С ростом битрейта ограничения по динамике сверху в
значительной мере исчезают.
Задник сцены в WMA протяжённее, нежели в mp3 при том же битрейте.
Рояль более нарочитый, а рельеф баса тусклее. Верх более железный, но
зато и более предсказуемый по атаке. Вокал временами устремляется
вперёд, а ударная динамика барабанов завышена. В общем, не королевские
это форматы, что уж там.
Бас в DD (это уже на DVD) основательный, но без лишнего
педалирования. Вокал детальный и определённый. Атака барабанов
интереснее, чем у большинства DVD-проигрывателей. Если коротко
охарактеризовать подачу материала, то я бы назвал её скорее не
кинотеатральной, а музыкальной.
Общий почерк сохраняется и в DTS, его особенность - отсутствие
нарочитости. Звучание отдельных инструментов не потрясает детальностью,
но сохраняется музыкальное единство оркестра. Разумеется, динамика в
этом формате интереснее, чем в DD.
И "на сладкое" - DVD-A. Сейчас понятно, что эту музыку могут слушать
и наиболее привередливые эксперты. В звучании джазовой команды,
записанной в этом формате, нет лишь аналоговой недоговорённости, столь
любимой адептами винила. Всё остальное имеется: глубина и плавность
звуковой сцены, чёткость образов без чрезмерной угловатости форм.
Наверное, есть какие-то минусы, но чтобы о них говорить, надо иметь
какой-то источник для сравнения, однако в нашей отрасли такового нет.
Пробовали переключиться на "совместимую" дорожку DD - и, как генерал
Чернота, "тут же обратно". Звук становится резче, навязчивее, и,
главное, планарнее.
Диски DivX аппарат не воспроизводит - впрочем, если разобраться, то
и стандарта такого нет, есть только масса версий. DVD-проигрыватель
мультизонный. Режим Setup доступен при полной остановке воспроизведения
или когда диск не загружен. Здесь пять обычных страниц, но есть одна
характерная особенность, а именно выбор режима DVD-A. Если внешний
декодер работает с форматом MLP, надо задать режим VCAP, а на
аналоговом выходе вы получите декодированный стереозвук. Реакции на
кнопки пульта не самые быстрые, и это иногда мешает. Адресный поиск
только по главкам. Полоса PLUGE не воспроизводится, как и у большинства
современных аппаратов. Картинка на внешнем мониторе безукоризненно
отцентрована по горизонтали и смещена вверх на 1%, что тоже весьма
близко к идеалу (её специально чуть уводят вверх, чтобы гарантированно
обеспечить читаемость субтитров). Три самых "трудных" перехода между
цветными полосами имеют ширину 0,5% (NTSC). На переходах в PAL более
заметна помеха (вызванная прониканием сигнала цветности в яркость), но
их ширина такая же. На "сером поле" в NTSC видна небольшая регулярная
шумовая составляющая, в PAL её нет вовсе. Окраска диагональных полос
практически отсутствует. Муара нет, как нет и окантовки на контрастных
цветных полосах. Зонная пластинка мерцает, но иначе при подключении по
композиту и не бывает. Определённо, такого качества DVD-проигрыватель
заслуживает хотя бы S-Video-выхода. Цветопередача лиц насыщенная, но
хорошо сбалансированная, если в мониторе чуть-чуть подобрать
насыщенность, достигается на редкость аккуратная передача полутонов. В
общем, монитор этому аппарату требуется под стать звуковой свите, к
счастью, при дворе Alpine такой есть.
Alpine DVA-9861Ri, серийный №0411800 |
ЧМ-тюнер |
Диапазон |
CCIR |
Чувствительность, мкВ |
0,9 |
Полоса частот (-3 дБ), Гц |
16-17740 |
Отношение сигнал/шум, дБА |
69 |
Уровень сигнала на линейном выходе, В |
1,9 |
CD-проигрыватель |
Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц), дБ |
-0,8/-0,2 |
Отношение сигнал/шум, дБА |
92,5 |
Переходное затухание (1 кГц), дБ |
94 |
Вибростойкость, мм |
>230 |
Уровень сигнала на линейном выходе, В |
4,0 |
Видео (DVD) |
Разрешение по горизонтали, твл |
490 |
Амплитуда сигнала |
на линейном выходе (75 Ом), В |
1,00 |
Аудиосекция |
Выходная мощность, Вт RMS (к.н.и. = 1%) |
20,0 |
Регулировки эквалайзера (типовые), дБ |
ВЧ |
+14,0 |
НЧ |
+20,3/-14,4 |
Приятно комментировать такие результаты. Тюнер: нормальная
чувствительность при широкой полосе и низком уровне шумов. Королевская
стать видна сразу. При работе с CD и уровень шумов, и переходное
затухание - без всяких скидок на многоформатность. Возможно, для DVD и
CD используются разные ЦАПы, как в "Статусе", но нам важен результат, а
не способ, которым он достигнут. А результат - отменный. Между прочим,
нет ни малейших признаков ограничения на линейном выходе (что, кстати,
у Alpine некоролевских кровей не всегда получается - не положено, что
ли?). Громкость регулируется шагами по 1 дБ, ступеньки регуляторов
параметрика вдвое "выше". У регулятора НЧ 10 ступеней вниз, в остальных
"направлениях" - по 7 шагов. Центральные частоты регулятора НЧ
61,5/82,5/101,6/124 Гц. У регулятора ВЧ, как оказалось, тоже
эквалайзерная характеристика, а центральные частоты такие:
7,38/9,76/12,5/17,2 кГц. Сабвуферный выход согласно давней традиции
династии Alpine широкополосный, но не фейдерный.
На выходе DVD строго нормированный по уровню сигнал и... разрешение,
которое вплотную подошло к крайней отметке тестовой таблицы 500 линий.
Честно говоря, я был уверен, что 500 твл для композитного выхода -
некая абстракция, на практике не реализуемая. Однако вот, взгляните.
Только прежде позаботьтесь о достойной свите и из рода мониторов,
такого короля не всякий сыграет...
|
ЧТО |
DVD-ресивер |
КТО |
Alpine DVA-9861Ri |
ПОЧЕМ |
24000 руб. |
ЭТО - ПЛЮС |
Воспроизводит DVD-A. Работает с i-Pod'ом без посредников. Четыре цвета кнопок |
ЭТО - МИНУС |
Нет декодера 5.1 |
ОДНИМ СЛОВОМ... |
Не экономьте на свите, а то король заскучает |
|
Интерфейс |
8 |
Удобство управления |
8 |
Технические характеристики |
9 |
Видео |
9 |
Аудио (CD/mp3/DVD) |
8/8/9 |
Итог |
42,33 |
|