Если вы твердо
намерены добиться самого лучшего звука в автомобиле, вам не обойтись без сабвуфера. Сабвуфер обеспечивает достижение глубокого,
громкого баса, делая акустическое оформление автомобиля законченным и
безукоризненным.
Сабвуферы
бывают двух видов: активные и пассивные. Активные сабвуферы, в отличие от
пассивных, имеют встроенный усилитель. При этом вам продается некий набор
"быстрого приготовления c готовностью к
употреблению", т.е. вам стоит только подключить два контакта от головного
устройства, и система готова к работе. При этом отсутствует необходимость в согласовании
компонентов (головное устройство – усилитель – сабвуфер). Однако у активных сабвуферов есть свои
минусы, а именно: при их изготовлении применяются более простые и дешевые
компоненты, что неминуемо сказывается на качестве звука.
Для
подключения пассивного сабвуфера необходимо выбрать
усилитель, дающий при мостовом включении ту же мощность, которая указывается в
паспорте данного сабвуфера как номинальная.
Теперь о типах и
конструктивных особенностях представленных на современном рынке сабвуферов. Выделяют четыре типа сабвуферов:
- cабвуферы
закрытого типа, имеющие герметичный корпус (closed);
- сабвуферы фазоинверторного
типа (vented), характеризуются наличием фазоинвертора
- щели или трубы, служащей для настройки частотной характеристики компонента в
области низких частот;
- сабвуферы полосового типа (bandpass) – отличаются от вышеперечисленных тем, что сам
динамик убран внутрь корпуса сабвуфера, а звук
излучается через фазоинвертор;
- сабвуферы с пассивным радиатором
имеют второй динамик, служащий, по большей части, для понижения общей
резонансной частоты громкоговорителя.
Сабвуферы
типа vented более эффективно обеспечивают громкое и
глубокое звучание, чем closed, но и стоят дороже.
Третий тип сабвуферов хорош тем, что помогает обойтись
без кроссоверов, выполняя роль
фильтра, пропускающего сигналы с частотами в определенной полосе и подавляющего
всё вне данного диапазона. Но минус у него тот же, что и у сабвуферов
типа vented – усложнение и, как следствие, удорожание
конструкции. Сабвуферы c
пассивным радиатором распространены мало и эффективны
только при ювелирной настройке в автомобиле выше среднего класса.
Громкость всех
видов и типов сабвуферов во многом зависит от
положения компонента во внутреннем пространстве автомобиля. Существующие
автомобили по конструкции кузова можно разделить на три основных типа:
- Седаны (к ним относятся вся ВАЗовская
"классика")
- Хэтчбэки (небольшие двухобъемные автомобили)
- Кузова типа универсал (большие двухобъемные
автомобили)
У седана динамик и
порт направлены прямо на заднее сиденье, причем рекомендуется оставлять
небольшой зазор величиной до 8 см между сабвуфером и
спинкой заднего сиденья. Во многих автомобилях на спинке заднего сиденья есть
подлокотник. Идеально было бы направить сабвуфер динамиком в эту часть сиденья,
так как при этом достигается максимальное проникновение в салон звука без
видимого урезания частотного спектра (эффекта "приглушения и
гулкости", свойственного большим корпусным сабвуферам).
У автомобилей с
кузовом хэтчбэк максимальные результаты по звуковому
давлению достигаются при направлении динамика сабвуфера
и порта фазоинвертора в сторону багажника или вверх. В результате достигается
необходимое отражение звука, при котором звук проходит не через заднюю спинку сиденья,
а через верхнюю полку.
В третьем случае (с
кузовом универсал) сабвуфер направляется динамиком и фазоинвертором назад.
Отдельно стоит
отметить компактные сабвуферы. Они интересны тем, что
вносят минимальные изменения в интерьер автомобиля, располагаясь чаще всего в
скрытых от постороннего взгляда местах. Небольшие модели сабвуферов
можно без особого труда разместить под передними сиденьями или в полости
торпеды над нишей для ног переднего пассажира. Сторонников и любителей у этого
отдельного типа сабвуферов множество. Их привлекают
многочисленные плюсы, а именно: простота установки, незаметность, относительная
дешевизна, маленькие габариты, позволяющие экономить полезный объем багажники и
др. Но стоит отметить и характерный для компактных сабвуферов
минус - применение динамика меньшего диаметра (12 -13 см), чем в стандартных сабвуферах. Чтобы
достигнуть необходимую "низость" частот динамика, не увеличивая его
размеры, конструкторы применяют разнообразные технические разработки: новые
формы корпуса, наполнение внутреннего объема минеральной ватой, компрессионный
режим работы динамика и т.п. И все же компактный
сабвуфер играет не слишком громко. Именно поэтому не стоит ставить его в задней
части автомобиля - вы его просто не услышите.
В заключение стоит
отметить, что ваш выбор сабвуфера будет напрямую
зависеть от того, чем вы хотите пожертвовать - деньгами, временем или
внутренним пространством вашего автомобиля. Можно поступить иначе - обратиться
к профессиональным установщикам автоаудиоаппаратуры,
и они по вашему заказу сделают не только индивидуальный
сабвуфер, но и идеально-гармоничную музыкальную систему в вашем автомобиле. Все
опять же зависит от суммы, которую вы готовы потратить...
|